Наличие дополнительного источника энергии на велосипеде нельзя назвать новшеством. Установка бензомотора на байк послужила основой для создания мопедов и мотоциклов. Загвоздка возникает в следующем: есть ли необходимость эксплуатировать бензиновый двигатель для велосипеда сегодня, когда есть скутеры, мопеды и другие разновидности двухколесного транспорта? Как показывает жизненная практика, именно этот элемент вызывает гораздо больше споров, чем любая другая деталь.
И здесь нет ничего удивительного. Любая другая опция (дисковые тормоза, генератор, фары, звуковой сигнал) не посягают на «святое», то есть не изменяют принцип действия велосипеда. Основная масса противников установки силового блока – люди, которые используют велосипед для поддержания физической формы. Как правило, их байки – легковесные конструкции, оснащенные современными устройствами. Они вкладывают свою душу, покупая экипировку и улучшая аэродинамические свойства велосипеда. Поэтому только одна мысль об установке дополнительного источника энергии, тем более такого «грязного» с экологической точки зрения, им кажется кощунством.
Есть и другая категория велосипедистов, которая не видит катастрофы в установке двигателя внутреннего сгорания. Уехать на выходные дальше, чем обычно, преодолеть гору, сидя в седле, отправиться на дачу своим ходом, а не на электричке – все это становится возможным благодаря установке мотора. Споры не утихают, да и вряд ли утихнут, поэтому разберемся сами в характеристиках механизма, его плюсах и минусах, а в конце сделаем соответствующие выводы.
Преимущества и недостатки
Если говорить о положительных свойствах, которые приобретает байк вместе с установкой силового блока, то в первую очередь следует отметить заметное увеличение тяги и проходимости. Например, при подъеме в гору велосипедисту придется спешиться и вести байк в руках, если мы говорим о простой модели. Но если поддать газу, то преодолеть подъем можно сидя в седле, то есть не напрягаясь. Другие преимущества:
- Увеличивается скорость велосипедиста (до 50 км/ч).
- Увеличивается проходимость.
- Небольшой расход топлива.
- Увеличение грузоподъемности.
- Возможность преодолевать большие расстояния.
Помимо этого, силовой блок позволяет велосипедисту время от времени отдыхать в пути, когда это необходимо. Если топливо закончится, движение можно продолжить обычным способом – вращая педали.
Говоря о недостатках такой техники, можно выделить основные нюансы:
- В конструкции велосипеда появляются дополнительные элементы (поршневая группа, топливный бак, свеча зажигания, ремень, сцепление и т.д.), которые увеличивают массу байка, а также делают транспорт более уязвимым, то есть появляются механизмы и узлы, которые в большей степени подвержены поломкам.
- Возникает необходимость возить с собой дополнительный груз (запас топлива, запчасти и детали, которые могут пригодиться в случае поломки).
- Увеличение скорости. Этот параметр можно оценить как с положительной, так и с отрицательной стороны. Да, можно двигаться быстрее, то этот фактор повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций.
- Непонятные отношения с сотрудниками ГАИ (об этом мы подробно расскажем чуть позже).
- Тем, кто предпочитает неспешно кататься по лесным и парковым дорожкам, наслаждаясь шумом деревьев и пением птиц, придется слушать громкий звук двигателя.
Нельзя не сказать об одном главном недостатке бензомотора для велосипеда – бывший до этого экологически безопасный транспорт превращается в источник токсичных выбросов. Кроме того, установка силового блока дает велосипедисту возможность ехать совершенно не напрягаясь, что чревато образованием лишних килограммов.
Особенности
Конструктивно бензомотор для велосипеда является примитивной конструкцией в своем роде. Разница заключается лишь в том, каким способом осуществляется процесс передачи крутящего момента на колесо. Исходя из этого параметра, выделяют два типа.
Дисковое сцепление
Те, кто застал эпоху СССР, наверняка помнят моторы категории «Д» или так называемые «дырчики». Китайские производители быстро подхватили эту идею и успешно наладили выпуск аналогичной продукции. Двигатель крепится к раме и соединяется цепью с задней ведомой шестеренкой. Дополнительно устанавливаются топливный бак и другие элементы управления.
Преимущества данного вида моторов заключаются в следующих аспектах:
- надежный и удобный способ крепления;
- можно запустить с буксира.
Что касается недостатков, то здесь следует обозначить один момент:
- необходимо устанавливать несколько дополнительных узлов: топливный бак, ручку сцепления, щиток и т.д.
Тем не менее, подобные конструкции нашли своих поклонников и пользуются достаточно серьезным спросом.
Центробежное сцепление
Силовой механизм в данном случае – это моноблок, который включает в себя топливный бак, глушитель, сцепление и храповый механизм. При этом, несмотря на обилие дополнительных элементов, конструкция отличается компактными размерами и относительно небольшой массой.
Механизм позволяет без лишних манипуляций начать движение – достаточно одного нажатия. Благодаря такой комплектации велосипедисту остается только установить дополнительно ручку газа и тумблер выключения двигателя.
Преимущества данной конструкции:
- минимум дополнительных действий со стороны велосипедиста;
- центробежное сцепление заметно упрощает управление.
Есть один существенный недостаток – такой мотор очень громкий.
Виды моторов для велосипедов
Силовые механизмы можно разделить на две группы:
- Двухтактные. Наиболее распространенным примером является китайский мотор F50 (аналог советского изделия «Д-5», которое выпускали на фабрике «Красный октябрь»). Для монтажа нужно сверлить раму, что плохо отражается на ее прочности. Сейчас качество подобных двигателей заметно выросло, велосипед легко «тянет» 40-50 км/ч и «кушает» 1,5-2 литра на 100 км.
- Четырехтактные мощностью 2,5 л.с.
Для использования нужен топливный бак. В среднем, его вместительность составляет от 0,6 до 1,5 литра. Самодельные конструкции могут вмещать гораздо больше. Кроме того, всегда можно взять с собой небольшой запас топлива. Бензин нужно разбавлять моторным маслом, количество которого зависит от степени обкатки двигателя.
Какие детали входят в комплект установки мотопривода
Рассмотрим силовой механизм с бензиновой тягой на примере моторизированного велосипеда «Комета». Основная комплектация:
- Мотор.
- Центробежное сцепление, которое включает чашку, ведущий вал, колодки, натяжные ролики, втулки и болты.
- Багажник (иногда может пригодиться и штатный, но лучше покупать из комплекта).
- Система рукоятки газа (дроссельная заслонка).
- Ведомый шкив (крепится на заднее или переднее колесо в зависимости от комплектации).
- Ведущий шкив (передает крутящий момент с главного вала).
- Система ручного запуска двигателя.
Помимо вышеперечисленных компонентов, в состав комплекта входят также различные крепежи и инструкция по сборке.
Лучшие производители бензиновых двигателей для байка
Львиную долю рынка занимает китайская продукция. Производители Поднебесной выпускают комплекты, включающие следующие элементы:
- бензиновый двигатель;
- топливный бак;
- цепь привода;
- ведомая звездочка на заднюю втулку;
- ручки управления сцеплением и дроссельной заслонкой;
- тросики управления сцеплением и дроссельной заслонкой;
- катушка зажигания;
- щиток на цепь;
- натяжной механизм для цепи.
Двигатель обладает следующими характеристиками:
- объем – 48 см3;
- средняя скорость – 30-40 км/ч;
- расход топлива – 1 литр на 100 км;
- мощность – 5 лошадиных сил.
Данная комплектация пользуется популярностью в Соединенных Штатах. Для американских потребителей наладили производство тюнингованных моторов объемом до 80 см3 и настроенной системой выпуска газов.
Компания «Велокомета», которая находится в северной столице России, вот уже более 10 лет работает над различным оснащением бензиновых двигателей для велосипеда. Инженеры и конструкторы смогли удачно адаптировать бензиновые двигатели моноблоки в велоприводы.
В качестве основы компания использует двух- и четырехтактные двигатели известных производителей (Honda и Zongshen), адаптируя их для отечественных пользователей. При производстве компания «Велокомета» использует оригинальный подвесной модуль, который позволяет установить большинство типичных двигателей-моноблоков. Комплектация:
- подвесной модуль;
- ведомый и ведущий шкив;
- ремень с поликлиновым профилем;
- крепеж ведомого шкива;
- капот привода;
- элементы дистанционного управления.
Питерский производитель также выпускает модификации с ручным сцеплением.
Пошаговая инструкция по установке двигателя на велосипед
Оснастить байк бензиновым мотором сможет каждый пользователь – здесь много ума и специфических инструментов не надо. Но для надежности лучше обратиться за помощью к опытному мастеру.
Обратите внимание:
- Перед тем, как приступать к практическим действиям, внимательно изучите теоретические основы. Нужно четко понимать принцип работы мотора и знать, какие детали необходимы для его установки. Необходимо определить, где и как расположить все узлы и механизмы, чтобы система работала безупречно.
- Не пренебрегайте готовыми решениями. Да, можно собрать силовой механизм буквально из подручных средств – так действительно можно сэкономить, но это не факт. Сегодня производители предлагают укомплектованные проверенные варианты, позволяющие без особого труда установить двигатель на велосипед.
Неопытным велосипедистам следует начинать с использования центробежных моторов. Это решение позволяет начать движение только после открытия дроссельной заслонки.
Мотовелосипед и ГАИ – нюансы
В России взаимоотношения ГАИ и мотовелосипедистов пока находятся на этапе доработки. Но есть ряд нюансов:
- Обсуждаемое ТС относится к категории «М». Если у вас есть водительские права, то эта категория открывается по умолчанию.
- При себе нужно иметь документ, подтверждающий мощность силового блока.
- Регистрировать не обязательно, если объем двигателя не превышает допустимое значение (50 см3). Но если вас поймают без прав, то вы получите штраф в размере 800 рублей. Правда, не ясно, как он будет выписан (документов-то нет) – возможно, конфискуют велосипед.
Чтобы избежать ненужных вопросов, байк должен быть снабжен светоотражающими элементами. Не лишней будет и защитная экипировка велосипедиста (как минимум шлем).
Заключение
Установка бензинового двигателя заметно расширяет возможности. Теперь можно в выходные свободно ездить на дачу или в лес по грибы, не толкаясь в электричке. Но в то же время силовой блок требует соответствующего отношения и монтажа дополнительных элементов.
Подводя итоги, следует обратить внимание потенциальных владельцев на то, что моторизированные велики предназначены для более спокойной езды на относительно ровной поверхности. Чаще всего из-за повышенной вибрации страдают:
- покрышки;
- задняя втулка колеса;
- винтовые и гаечные соединения.
Дать однозначную характеристику мотовелосипеду нельзя. Найдутся и сторонники, и противники данной модификации – все зависит от назначения байка и специфики его использования.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.