Несмотря на кажущуюся простоту, велосипедная рама состоит из нескольких элементов, каждый из которых позволяет сохранить целостность велосипеда и удерживать оба колеса в нужном положении, избегая их колебаний и выпадения. Одним из таких элементов является дропаут велосипеда. Что это за деталь и для чего она нужна?
Слово «дропаут» достаточно непривычное и многим велосипедистам даже незнакомое. Оказывается, так называются те самые «ушки» для колес, которые надежно удерживают их, препятствуя колебанию. Говоря о том, что такое дропаут велосипеда, можно сказать, что разновидность наконечника пера вилки – это и есть так называемый подвесной кронштейн, благодаря которому можно снять колесо, не ослабляя цепь.
Виды дропаутов
- Горизонтальные. Предназначены для задних колес. Запас длины позволяет менять положение заднего колеса и проводить любые манипуляции с цепью, не снимая его. Рама с горизонтальными дропаутами характерна для синглсплидов или моделей с втулкой планетарного типа. Они надежно фиксируют колесо даже при незначительном затягивании гайки либо эксцентрика.
- Вертикальные. Чаще встречаются на многоскоростных велосипедах. В отличие от горизонтальных, эти крепления не позволяют регулировать степень натяжения цепи. За это отвечает специальный натяжитель.
Встречаются также и съемные держатели, которые крепятся с помощью болтов на концы рамы. Их изготавливают из легкого сплава, который не отличается высокой прочностью, но в то же время легко поддается замене.
Стандартное расстояние между дропаутами
От этого показателя зависит расположение колес и их поведение при езде. В частности, короткая ось не поместится в соответствующее крепление, да и затяжка будет недостаточно плотной. Это касается и ситуации, когда ось будет длиннее рекомендованного зазора между концами рамы — в таком случае колесо будет колебаться при движении.
Стандарты:
- 11 см – для односкоростных моделей;
- 11,4 см – для байков с 3-4 скоростными режимами;
- 12 см – для моделей с фиксированной передачей;
- 12,6 и 13,0 см – для шоссейных великов;
- дропауты 135 мм – для МТБ и некоторых «шоссейников»;
- 15,0 см – для экстрим-моделей.
Расстояние между кронштейнами замеряется непосредственно по их внутренним поверхностям и нижним концам. Замер осуществляется исключительно в горизонтальной плоскости, поскольку все вышеуказанные расстояния соответствуют зазорам между контргайками, которые должны максимально плотно прилегать к креплениям в соответствии с требованиями безопасности. В противном случае это приводит к чрезмерной натяжке, что негативно отражается на велосипедном каркасе и его целостности.
Стандартные расстояния для передних вилок:
- 9х100 мм – большинство моделей велосипедов;
- 15х110 мм – для кросс-кантри с qr-зажимом;
- 20х110 мм – для экстремальных моделей.
Измерение осуществляется тем же образом: дропауты и контргайки должны плотно притираться.
Усилители дропаутов
Это специальные детали для велосипедов с дополнительной мощностью (например, мотор-колесо или электро-байки). Обычные подвесные кронштейны рассчитаны исключительно на скорость вращения колеса, то есть на стандартную нагрузку. А при ее увеличении подвесной кронштейн начинает разгибаться, что приводит к образованию зазора, из-за которого начинает прокручиваться колесо и неравномерно распределяться крутящий момент.
Чтобы максимально обезопасить себя и уберечь раму велосипеда, устанавливают специальные усилители. Они предотвращают прокручивание мотор-колеса в вилке, разрушение последней и выпадение колеса из нее. Усилители помогают сохранить целостность не только велосипедного каркаса и электрооборудования, но и уберечь велосипедиста от падений. Подбирать усилитель следует ориентируясь по приводу и моделям втулок.
Некоторые велосипедисты пытаются хоть немного расширить дропауты. Делать это самостоятельно не стоит – все-таки для такой работы нужен соответствующий опыт и практика. Но вариант все-таки есть (хоть и является кустарным методом):
- Купить в магазине стройматериалов шпильку на 10 мм. Если же родная ось тоньше, то нужно покупать шпильку и 4 гайки меньшего диаметра.
- Вставить шпильку вместо втулки и аккуратно разжимать на пару миллиметров больше исходного размера.
- Отпустить и проверить результат.
- Следующий заход: + еще несколько миллиметров к прежнему результату. И так до тех пор, пока не будет достигнута цель.
В конце нужно обязательно проверить параллельность подвесных кронштейнов плоскости рамы и ровность «петуха» и немного подогнуть (это можно сделать той же шпилькой с гайками).
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод: дропауты – важные элементы велосипедной рамы, которые сохраняют целостность непосредственно всей конструкции велосипедного каркаса. При регулярной и динамичной езде важно время от времени обращать внимание на крепежные элементы.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.