Велосипедная цепь: размеры, шаг велоцепи
Велосипедная цепь – маркировка, параметры

Велосипедная цепь – маркировка, параметры

Велосипедная цепь – маркировка, параметры
СОДЕРЖАНИЕ
0
1 416 просмотров

Поиски оптимальной трансмиссии начинались с ременного и шестерного привода. Первые эксперименты не удовлетворяли изобретателей, которые нашли более надежный и легкий по весу вариант. Велосипедная цепь появилась на горных, шоссейных, туристических велосипедах. Главный элемент трансмиссии, взаимодействующий со звездами кассеты, по-разному влияет на износ системы. Поэтому нужно знать тип и характеристики цепи, которая подбирается с учетом условий эксплуатации и должна соответствовать виду велосипеда. Предлагаем вместе рассмотреть важные параметры, которые нужно учитывать при выборе новой детали.

Конструкция

Half-Link

Кроме Half-Link классические виды цепей имеют одинаковое устройство:

  • металлические разборные звенья расположены в одной плоскости;
  • внутренние и внешние полу-звенья собираются поочередно;
  • шаг велосипедной цепи (одно полу-звено) скрепляет пин с роликом;
  • полное звено имеет одинаковый размер (25,4 мм);
  • полу-звено − 12,7 мм.

Одна пара звеньев формирует фрагменты, из которых можно собрать цепь любой длины. Half-Link имеет особенности. Здесь каждое звено входит в другое на валике одинаково и заменяется не попарно, а индивидуально. На скоростных байках используют деталь без соединительных втулок.

Типы велоцепей

роликовый тип цепи

Все велосипедные цепи разделили на 2 основных типа, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Роликовый (износоустойчивый, редкий вид). Особенность − ролики находятся внутри звеньев.
  2. Втулочный (распространенный тип не для профессионального использования). Особенность − для соединения звеньев используют обычные втулки.

Из множества модификаций выделяют 4 подвида.

  1. Используемые в односкоростных велосипедах.

Самый простой тип устанавливают на детские, городские, подростковые модели с односкоростной втулкой на заднем колесе. Утолщенные и прочные пластины, изготовленные из высококачественной стали, не изгибаются и не изнашиваются. Долговечность обеспечивает прямолинейная цепь, которая обходится без нагрузок при поперечном искривлении.

Многоскоростные байки.
Главные особенности велоцепей:

  • наличие углубления, принимающего изгиб цепи;
  • тонкие пластины и неширокие звездочки;
  • неравномерная нагрузка.

Во время переключения скоростей цепь перепрыгивает по звездам, что вызывает перекос. Это приводит к тому, что стираются звезды, а элемент трансмиссии изнашивается.

Цепи облегченные
Пустые втулки с отверстиями в пластинах могут устанавливаться на любые велосипеды. Чаще всего цепи, которые на 25% легче аналогов, устанавливают на гоночные байки. Из-за особенностей эксплуатации цепь быстро растягивается и выходит из строя.

  1. Халф-линк
Читайте также  Лежак на руль велосипеда - для чего нужен, плюсы и минусы

Название этого элемента трансмиссии означает: half − половина, link − звено. Устройство характеризуется следующими особенностями:

  • деталь состоит из одинаковых (повторяющихся) звеньев;
  • среди достоинств отмечают легкую подгонку длины, возможность использования на одно- и многоскоростном байке;
  • недостаток − несовершенная конструкция.

Любая велосипедная цепь со временем деформируется. Это приводит к быстрому износу системы, который может выявить мастер с большим опытом. Поэтому профессионалы рекомендуют применять установленное правило: 1 кассета − это 3 цепи.

Наиболее распространенные размеры

размеры велоцепи

При выборе байка учитывают 3 главные величины, значения которых указывают на различия между велоцепями.

  1. Расстояние между пинами (шаг).

Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, т.к. по ГОСТу на всех современных двухколесных транспортных средствах стандартный шаг равен 12,7 мм (1/2”).

  1. Ширина цепи.

Норматив определяется замером между внутренними плоскостями пластин. Самые распространенные размеры по ширине (мм):

  • одна скорость − 8,7-11;
  • 7 скоростные кассеты − 7,3;
  • 11 звезд в кассете − 5,5.

Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и шириной велосипедной цепи.

  1. Длина.

Для комплектации трансмиссии велосипеда чаще всего изготавливают цепи из 110-118 звеньев. Для 12-скоростной кассеты показатель увеличивается до 126 звеньев. Величина связана с типом велосипеда. Например, на обычные горные модели потребуется 106-108 звеньев; на новые найнеры − 112. Рабочую длину можно определить самостоятельно.

Для Дабл или Трипл системы:

  • открыть замок (сжать руками одно звено навстречу другому, покачивая из стороны в сторону);
  • не продлевая цепь через переключатели, надеть спереди и сзади на самую большую звезду;
  • соединить в замкнутый круг, добавив 1-1,5 звена.

Такой замер актуален, если на велосипеде установлены 2 или 3 звездочки.

Если установлена Сингл система (одна звезда спереди и 9-11 сзади), длину цепи увеличивают на 2 звена.

Материалы, технологии и характеристики

Правильно изготовленные велосипедные цепи − это легкие, надежные, стойкие к коррозии, долговечные элементы трансмиссии. Качество детали зависит от материала, термической и химической обработки, технологии покрытия. Велоцепи изготавливают только из каленой и нержавеющей стали, титана. Цветной металл не применяют из-за мягкости и недолговечности. Антикоррозийное покрытие содержит добавки стали (например, кобальт), обладающие повышенной прочностью.

Читайте также  Динамо-втулка - что это, пример использования

К техническим характеристикам относят боковой изгиб, который измеряется с помощью нагрузки в 3 ньютона (показатель силы в Международной системе единиц). Износ из-за удлинения цепи во время эксплуатации связан с образованием зазора в каждом соединении (их больше ста). Например, если узкий промежуток увеличится на 0,01 мм, цепь удлинится на 1 мм. Для bmx или цепей для байков, на которых ездят без переключения передач, величина зазора сказывается на сроке эксплуатации модели. При превышении рекомендуемого показателя смазка и грязь легко попадают внутрь и выводят из строя все устройство.

Типы соединения

Для облегчения установки и демонтажа цепи применяют соединительные замки. Деталь составлена из двух складывающихся пластинок. В одну из сторон запрессован металлический стерженек (штырь). Производители выпускают модели с разным видом соединения. Например, SRAM Power Link и КМС выпускают байки с соединительным замком. Shimano и Campagnolo изготавливают велоцепи без связующего звена. Замки для односкоростной и многоскоростной цепи различают по способу блокировки. Так, в многоскоростную заклепки «вмонтированы» в конструкцию и не выступают над боковыми пластинами. Современные изобретатели пробуют установить на соединения уплотнения, напоминающие мотоциклетное устройство.

Маркировка

Компании-производители всегда указывают геометрические параметры цепи, которые наносят на упаковку в 2-3 строки. Надписи помогают узнать соответствие велосипедной цепи количеству передач. Например, cn обозначает, что цепь предназначена для девяти звезд, narrow — на 6-8. Меньшее количество скоростей не указывается. У некоторых производителей можно встретить другое обозначение передач cn: 5-7, 7-8, 11, 12 (цепи Shimano). Маркировка велосипедной цепи указывается в цифрах и латинскими буквами.

Обозначение цифр в маркировке

Чтобы правильно расшифровать надписи, разберем конкретный пример. На коробке указана маркировка:

1/2” X 11/128” – 114 Links

pin length 5.88 mm

Цифры по порядкуЗначение
Первая Указывает шаг у велосипедной цепи. Показатель одинаковый у всех моделей (1/2")
Вторая Внутренняя ширина звена, связанная с толщиной звездочек
Третья Число звеньев − 114 links
Число во второй строкеДлина пина (наружная ширина цепи) − 5,88 мм
Читайте также  Велофара своими руками - пошаговая инструкция по изготовлению

Примеры распространенных показателей внутренней ширины (мм):

  • 2,18 − наличие 9-10, 20, 27 скоростей;
  • 2,38 − используется в 6-8 скоростных кассетах;
  • 3,18 − предназначен для односкоростных велосипедов и моделей с планетарной втулкой.

Длину пина выбирают после замера расстояния между шестеренками кассеты.

Есть еще один показатель − предел прочности, который обозначен цифрой и буквами кгс. Надпись указывает: для разрыва цепи нужно использовать силу, равнозначную килограммам (например, 700 кг).

Как выбрать велосипедную цепь – рекомендации

характеристики выбора велосипедной цепи

Главный элемент трансмиссии влияет на состояние и движение байка. Автоматизированная машина маркирует мелкие звенья из прочных материалов, а затем закрепляет их посредством клепки. Покупая необходимую деталь, учтите советы профессионалов:

  1. Выбирайте цепь по совместимости со скоростями и техническим характеристикам.
  2. Изучите маркировку, указанную на упаковке. Цифры и буквы обозначают фактические показатели, качество, подходящую модель велосипеда.
  3. Не рекомендуется приобретать цепочки из алюминия и сплавов мягкого металла. У таких изделий малый ресурс и срок службы.
  4. Прочность цепи можно определить по цвету металла:
  • серый, не имеющий блеска − высокое качество;
  • белый глянцевый − среднее;
  • желто-золотистый оттенок − низкий уровень.
  1. На детских моделях длина одного звена должна быть меньше, чем у взрослого байка. Например, 11,4 мм вместо 12,7 мм.
  2. Обдуманный выбор велосипедной цепи, правильная регулировка, очистка, хранение помогают избежать проблем.

Заключение

Элементарное, но незаменимое устройство не требует больших финансовых вложений. Деталь присутствует на каждом велосипеде. Рынок предоставляет огромное количество разновидностей и марок. Лучшими производителями признаны компании: Shimano (Япония), Compagnolo (Италия), KMC (Тайвань), Wipperman (Германия), Тяжмаш (Россия). Как долго прослужит цепь, зависит от правильного выбора байкера.

Комментировать
0
1 416 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Kак узнать диаметр колеса велосипеда – способы измерения Компоненты велосипеда
0 комментариев

Каретка для велосипеда – виды и типы, рекомендации Компоненты велосипеда
0 комментариев

Дропауты на велосипеде – что это, виды Компоненты велосипеда
0 комментариев

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять