Наверняка многие из вас хотя бы один раз видели велосипед с одним колесом. Что это за чудо техники, на котором часто выполняют акробатические трюки цирковые клоуны? Уницикл получил большое распространение благодаря выступлениям акробатов, которые уверенно катаются на нем по арене, выполняя различные трюки и вызывая восхищение у публики.
Со временем одноколесный велосипед вышел за пределы цирковой арены, и теперь моноцикл является одним из самых будоражащих кровь развлечений. Кому-то показалось, что спускаться с горы на двухколесном велосипеде – это очень просто, и искатели приключений придумали еще более экстремальный вид спорта – горный моноциклинг. Популярность обсуждаемого транспорта растет, и вполне вероятно, что очень скоро он может составить конкуренцию обычным двухколесным велосипедам. Тем более, что уже сегодня существуют такие спортивные дисциплины, как униполо, баскетбол и хоккей на моноциклах.
История возникновения
Есть несколько версий появления уницикла. Согласно самой распространенной, он появился практически в самом конце 19 века, а уж в начале 20 века народные умельцы смогли собрать модели такого велосипеда, оснащенные моторчиком. Наверняка на очень старых фотографиях и в исторических фильмах вы видели весьма причудливые велосипеды с необычайно большим передним колесом и непропорционально маленьким задним. Он носит очень красивое название «пенни-фартинг». Эта конструкция и стала прародителя уницикла или моноколеса.
Большая часть веса ездока на пенни-фартинге приходилась на переднюю часть байка, в результате чего на возвышенностях велосипедиста очень сильно подкидывало вверх и ему приходилось всеми силами удерживать равновесие. Со временем конструкторам стало понятно, что при определенной сноровке и тренировке заднее колесо становится абсолютно бесполезным элементом. «Рудимент» убрали вместе с рулем – так и появился первый моноцикл.
Колеса первых моделей был очень большими, поэтому велосипедистам приходилось прилагать немалые усилия, чтобы удерживать равновесие. Соответственно, катались на одноколесных велосипедах умелые трюкачи и цирковые клоуны. Со временем внешний вид уницикла немного изменился – колесо становилось меньше, а ловкачей, которые смогли обуздать это чудо инженерной мысли, гораздо больше.
Комплектация моноцикла
Что же представляет собой велосипед, у которого есть только одно колесо? Слово «уницикл» или «юнисайкл» (от англ. Unicycle) состоит из двух частей: приставка «uni», обозначающая «один» и cycle – колесо. На первый взгляд кажется, что комплектация уницикла примитивна. В классическом виде устройство моноцикла выглядит следующим образом:
- непосредственно само колесо со спицами (36 или 48);
- рама-стойка;
- седло;
- подседельная труба;
- хомут подседельного штыря;
- педали;
- каретка с шатунами.
В большинстве случаев тормоза и цепной привод на него не устанавливают, поэтому передача всего одна – фиксированная. Сейчас, когда одноколесный велосипед становится все более популярным, модели адаптируют для рядового обывателя, не имеющего ничего общего с цирком и экстремальным спортом. На современные модели устанавливают:
- руль;
- тормоза;
- цепную передачу;
- электроприводы.
Возможно, кто-то подумает, что руль подобному транспортному средству и вовсе не нужен. Но в данном случае этот элемент служит не для смены направления движения, а помогает удержать равновесие и равномерно распределить нагрузку. Хотя многим удобней балансировать с помощью рук и туловища.
На классической модели моноцикла тормоза находятся под седлом. Там же располагаются и тормозные ручки. Если на уницикле есть руль, то ручки выносят именно на его поверхность.
На некоторых модификациях унициклов цепная передача все-таки используется: например, на «жирафах». Они гораздо выше обычных моноциклов, а каретка на таких моделях располагается в раме над колесом.
Электрические унициклы сильно отличаются от аналогичных моделей. Они свободно обходятся без рамы. Такие модели больше похожи на одноколесные сигвеи.
Виды спорта и стили езды
Раньше велосипеды с одним колесом были собственностью цирковых артистов. Сегодня поклонников столь необычного транспортного средства становится все больше. Энтузиасты начали адаптировать классические унициклы для выполнения трюков или езды по разным поверхностям. Более того, им удалось выйти не только на бордюры и городские лестницы, но и преодолеть спортивную планку.
Именно так и появились узкие спортивные дисциплины, где используются не совсем обычные велосипеды:
- Триал. Суть заключается в преодолении препятствий по пересеченной местности с сохранением высокой скорости. Конструкция таких велосипедов должна быть максимально прочной и надежной. На эти модели в обязательном порядке устанавливают тормоза.
- Фристайл – это выполнение трюков на уницкиле. Прыжки, повороты, петли и развороты – все это выглядит просто великолепно и весьма впечатляюще. Соответственно, конструкция такого велика отличается выносливостью и прочностью, поскольку на нее приходятся значительные нагрузки.
- OffRoad monocycle – езда по бездорожью и преодоление крутых склонов. В настоящее время данный вид спорта получил широкое распространение, поскольку легкая и практичная конструкция моноцикла позволяет открывать новые горизонты.
- Туризм. Это еще одна спортивная дисциплина, в которой могут использоваться одноколесные байки. Некоторые модели комплектуются багажниками и специальными креплениями, позволяющими разместить все необходимое.
- Стрит – пожалуй, это наиболее распространенное «цирковое» направление, которое включает в себя прыжки по тротуарам, преодоление препятствий, выполнение различных трюков. Сюда же входит и обычная езда на 1 колесе.
Кто бы мог подумать, но на обсуждаемом транспорте можно отправиться в дальнее путешествие. Некоторые модели комплектуются специальными креплениями для сумок. Диаметр колес таких моделей колеблется в пределах от 29 до 36 дюймов.
Помимо велосипедных дисциплин, моноцикл появился и в таких командных видах спорта, как хоккей, баскетбол и поло. Хоккей на уницикле по праву считается одним из самых травмоопасных видов спорта, поскольку действия разворачиваются на льду. Правила игры стандартные, только вместо коньков – моноцикл.
Баскетбол на унициклах практически не отличается от классического варианта. Игроки перемещаются по полю с мячом, стараясь как можно чаще забросить его в корзину противника. В данном виде спорта применяются велосипеды с 24-дюймовыми колесами и облегченными педалями. Соревнования часто проводятся в европейских странах.
Поло – командная игра, где игроки перемещаются по полю на лошадях. В униполо используют велосипеды с одним колесом. Размеры игровой площадки немного меньше, чем в классической игре. Отличается также и форма клюшки, поскольку игроки перемещаются по полю не на лошадях, а на одноколесном велосипеде. В России моноцикловое поло появилось в 2015 году.
Этапы обучения езды на одноколесном велосипеде
Пожалуй, само сложное в обучении – это научиться держать равновесие. Но именно этого навыка и зависит успех в дальнейшем. При этом нужно научиться уверенно себя чувствовать как на маленькой, так и на большой скорости. Сложнее всего сделать первый шаг. Именно поэтому так важно освоить примитивные навыки (держать равновесие, двигаться вперед и останавливаться). Сразу же поехать на моноцикле по улице у вас вряд ли получится – без опоры начать движение и проехать несколько метров очень сложно. Хотя если вы уверено ездите на двухколесном велосипеде без рук, то вполне возможно и моноцикл вам быстро покорится.
Основная загвоздка заключается в нахождении опоры. Первое время можно пробовать ездить вдоль забора – это наиболее подходящий вариант. Гораздо хуже учиться, когда нет подходящих условий. Кроме того, катаясь возле забора, не очень удобно крутить педали. Идеальный вариант – езда по узкому коридору, где обе руки могут касаться стены. Есть еще один более-менее удобный способ – езда с двумя длинными шестами, которые можно использовать в качестве опоры. Здесь уже нет никаких ограничений, да и педали вращаются свободно, но так вы не научитесь полагаться исключительно на собственные силы.
Освоить навыки катания на 1-колесном велосипеде можно в несколько этапов:
- Посадка и удержание равновесия. Это самый сложный этап, на освоение которого может уйти много времени. Понадобится подходящая опора – это может быть забор, шкаф, перила, стена или любая мебель. Для начала просто сядьте в седло и, придерживаясь за опору, старайтесь сохранить равновесие, концентрируя внимание на бедрах. Со временем начинайте отпускать руку, стараясь удержаться в седле хотя бы одну минуту.
- Движение вперед. Для этого необходимо немного наклонить корпус вперед и переместить туда центр тяжести, а затем плавно начать движение. Для того, чтобы остановить велосипед, нужно резко наклониться назад и перестать вращать педали. Сильно опрокидываться назад не стоит – есть вероятность «выпустить» велосипед из-под себя. Ваши движения должны быть плавными. Если колесо уходит из-под вас, попытайтесь просто соскочить с него. На данном этапе старайтесь не размахивать сильно руками – маневрируйте туловищем и концентрируйте внимание впереди себя. Постепенно увеличивайте расстояние, сохраняя минимальную скорость движения.
- Поворот. Для наклона и изменения траектории движения немного перенесите вес тела на одно бедро – туда, куда собираетесь повернуть. После поворота распределите нагрузку равномерно. Начинайте с небольшого радиуса и постепенно увеличивайте амплитуду.
Как только вы почувствуете уверенность в своих движениях, переходите к новой цели – проехать 100 метров, развернуться, не слезая с моноцикла, и вернуться обратно. Если все прошло гладко, можно совершенствовать свои навыки дальше, получая удовольствие и увеличивая нагрузки. Не забывайте о том, что езда на моноцикле – это отличная тренировка вестибулярного аппарата и незабываемое впечатление, которое вы производите на окружающих.
Осваивая технику езды, не забывайте о безопасности. Позаботьтесь о защите головы, коленей и локтей. Не лишними также будут и прочные перчатки, которые уберегут ваши руки от ссадин при падении.
Как превратить двухколесный велосипед в уницикл
Народным умельцам наверняка захочется попытаться переделать двухколесный велосипед в необычную конструкцию с одним колесом. Если где-нибудь в углу гаража скучает старенький байк, так почему бы ему не дать шанс на вторую жизнь? Для работы понадобятся следующие инструменты:
- ключи для снятия руля и вилки;
- съемник шатуна и каретки;
- ножовка по металлу;
- наждачная бумага;
- сварочный аппарат;
- тиски.
Работа предстоит пыльная. Поэтому вооружитесь защитными очками, керосином и ненужной ветошью. Последовательность действий:
- Снимаем с велосипедной рамы вилку, шатуны, цепь и колеса.
- Отрезаем заднюю и переднюю часть рамы. Оставляем только подседельную трубу с кареткой и переднюю вилку.
- Расширяем переднюю вилку на тисках под заднее колесо.
- Снимаем краску с нижней части кареточного стакана, а затем вырезаем круг диаметром, соответствующим трубе вилки.
- На верхнем конце вилки вырезаем лунку под окружность кареточного стакана. Разбираем каретку.
- Свариваем переднюю вилку с кареточным стаканом. Проверяем прочность сварки под нагрузкой: фиксируем концы конструкции на двух точках опоры и кладем кирпич (для надежности можно встать ногами).
- Монтируем каретку и шатуны с ведущей звездой.
- На дропауты вилки крепим заднее колесо.
- Протягиваем цепь между звездами. Убираем лишние звенья выжимкой.
Моноцикл с цепным приводом готов. На данной модификации можно ехать по инерции. При самостоятельном изготовлении уницикла особое внимание следует уделить надежности сварочных стыков. Можно встать ногами и попрыгать. В идеале, в местах стыка не должно образоваться трещин и вмятин. В противном случае работу нужно переделывать.
Советы по выбору уницикла
Для начала необходимо определиться с назначением моноцикла. Одно дело, если вам он нужен только в качестве необычного средства передвижения или агрегата для тренировки вестибулярного аппарата. Совсем другая история, если вы ищете моноколесо для преодоления больших расстояний и езде по пересеченной местности. От этого и нужно отталкиваться.
Выбирая ту или иную модель, помните о том, что размер уницикла должен соответствовать длине вашей ноги (замеры следует производить от промежности до пола в обуви). Брать за основу длину брюк в данном случае не стоит. Краткое руководство, помогающее ориентироваться по размерам колеса:
- 12 дюймов. Данный вариант больше всего подходит для детей до 5 лет. Для активного отдыха – это не самый лучший вариант, поскольку для езды на таком велике нужна максимально ровная поверхность. Кстати, самому маленькому моноциклисту было всего 1,5 года.
- 16 дюймов. Предназначен для детей от 5 до 8 лет. Может использоваться на гладком асфальте или в помещении с ровной поверхностью.
- 20 дюймов. Это оптимальный размер, подходящий для освоения навыка вождения. На этих моделях можно развить приличную скорость, а также выполнить несколько примитивных трюков. Такие унициклы удобно хранить и транспортировать.
- 24 дюйма. Универсальный размер моноциклов для взрослых велосипедистов. Подходит для езды по ровной и пересеченной местности, но великоват для катания в помещении.
- 29 дюймов. Подходящий размер для продолжительных поездок и опытных велосипедистов.
- 36 дюймов. Это оптимальный вариант для ежедневных прогулок и преодоления больших расстояний. Не подходит для начинающих унициклистов.
Если неправильно подобрать моноколесо (например, выбрать слишком маленький размер), то езда на нем будет напоминать катание на детском трехколесном велосипеде. Слишком большое колесо – тоже не самый лучший вариант – сложно маневрировать и держать равновесие.
Высота рамы – еще один параметр, имеющий большое значение. Слишком высокая стойка сиденья не позволяет легко управлять транспортом, а слишком маленькая – даст возможность почувствовать себя клоуном в цирке.
Чтобы не расстроиться после покупки, выбирать велосипед, следует, ориентируясь на следующие параметры:
- Небольшой диаметр колеса (для новичков – это 20 дюймов).
- Не прельщайтесь возможностями унициклов с цепным приводом (на них сложнее учиться ездить).
- Определитесь со стилем катания (универсальных моноциклов не существует).
- Ориентируйтесь на свой бюджет и комплектацию велосипеда (хорошо, если на вашей первой модели будут установлены тормоза).
Главное отличие моноколеса от обычного велосипеда заключается в прямой передаче – ось и втулка объединены, поэтому вращение передачи передается напрямую колесу.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое уницикл. Это оригинальная конструкция является альтернативой обычному двухколесному велосипеду. Моноцикл позволяет тренировать вестибулярный аппарат и осваивать необычную технику катания. Сделать его можно и своими руками можно из обычного велика, если приложить немного усилий и найти необходимые инструменты.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.