Общественный транспорт, вид развлечения и даже отдельный вид искусства – все это велорикша. Для туристов в Таиланде это диковинка, а для кого-то – вполне будничное занятие. Велорикша – это разновидность общественного транспорта, для работы которого не требуется топливо – только человек, который будет крутить педали. С помощью велорикши можно перевезти 1-2 человек и небольшой груз.
История возникновения
Самые первые велорикши появились несколько столетий назад. Родиной необычного транспорта является Япония – там велорикши появились на рубеже XVII-XVIII веков. В то время они представляли собой повозки на колесах, которые тянули за собой извозчики (рикши). Не обошлось здесь без влияния западной культуры на жизнь японцев. Темп жизни в городах стремительно вырос, людям нужно было перемещаться гораздо быстрее – носильщики паланкинов не справлялись, а использование лошадей влетало в копеечку. Понятно, что ни о какой приставке «вело» на то время еще и речи быть не могло – только пешком или бегом.
Разновидность столь экономичного транспорта быстро обрела популярность, и уже во второй половине XIX века в странах Южной и Восточной Азии повсюду сновали проворные повозки. Лишь в XX веке кому-то пришла в голову замечательная идея – объединить велосипед с повозкой, чтобы получить более удобное средство передвижения, которое будет двигаться с еще большей скоростью. Да и извозчик будет не так быстро уставать. Так и появилась велорикша – велосипедная повозка, которая приглянулась и жителям других континентов.
Разумеется, такой транспорт не может конкурировать с автомобилями, но сегодня во многих странах, привлекательных с точки зрения туристов, катание на велорикше является одним из самых популярных развлечений. Так, велотакси пользуется фантастической популярностью в центральной части Нью-Йорка, Лондона и Вашингтона. Несколько лет назад диковинка добралась и до российских столиц – в Москве велорикши ездят по Пушкинской площади, а в Санкт-Петербурге – по Дворцовой.
Каждая страна, внедрявшая велорикши, привносила что-то свое в конструкции и дизайн. В частности, можно заметить, что азиатские модели существенно отличаются от российских или европейских конструкций. Так, в западных странах предпочитают использовать трехколесные велотакси: в них водитель находится спереди, а 2-3 пассажира сзади. Такие повозки бывают открытого и закрытого типа. Находчивые вьетнамцы предпочитают показывать туристам достопримечательности что называется «лицом» — пассажиры расположены спереди, а водитель находится сзади, «толкая» перед собой повозку. В Монголии и Китае можно увидеть четырехколесные велорикши.
А в России производство необычного транспорта было налажено несколько десятилетий назад. Первые велорикши отечественного производства вышли с линии Армавирского завода в Краснодарском крае. Российские инженеры придумали, как снизить нагрузку на водителя. Установка солнечных панелей обеспечивает работу электрического двигателя – теперь у водителя нет нужды остервенело крутить педали. Вместо этого он может лучше следить за дорогой и любоваться окружающими ландшафтами вместе с туристами.
После внедрения велорикш с электроприводом начали появляться новые идеи по использованию необычного транспортного средства. Недавно были презентованы велорикши для перевозки мороженого, прохладительных напитков и даже рикши-бары в курортных городках.
Предназначение
Казалось бы, появление автомобилей должно было нивелировать необходимость использования велосипедных повозок. Но не тут-то было! Велорикши и по сей день остаются одним из самых востребованных транспортов в туристических странах. Но не только иностранные гости обусловливают их популярность. Неоспоримыми преимуществами использования велотакси являются следующие моменты:
- экологичность;
- экзотичность;
- бюджетность;
- широкая область использования;
- высокая самоокупаемость.
Велосипедная повозка пользуется популярностью у предпринимателей. Одно дело – перевезти груз из точки A в точку B на автомобиле. И совсем другое дело – задействовать велорикшу. Понятно, что речь идет о небольших расстояниях, которые может преодолеть человек на велосипеде. Сегодня велоповозка может использоваться для следующих целей:
- услуга такси;
- экскурсия по городу;
- площадка для рекламы;
- передвижной ларек;
- фудкорт;
- транспортировка небольших грузов;
- вывоз мусора и т.д.
Велорикши гармонично вписываются в городской ландшафт, они просты и безопасны в использовании, не вредят природе и требуют минимального технического обслуживания.
Отдельное внимание стоит заострить на использовании велорикши в качестве места для размещения рекламы. В отличие от обычных билбордов, передвижная конструкция имеет куда большую зону покрытия, а также обеспечивает более сильный информационный эффект.
Виды конструкции велорикши
Откровенно говоря, четкой классификации нет. Как мы уже и говорили, каждая страна привнесла свою изюминку в конструкцию и дизайн. Тем не менее, некие общие черты можно выделить. Велорикши бывают:
- Трехколесные. Место водителя находится спереди, а позади него размещается повозка, в которой может ехать 1-2 человека. Пассажирские сиденья накрываются козырьком.
- Вьетнамские модификации. Водитель «толкает» перед собой повозку с пассажирами.
Встречаются и четырехколесные модели. В некоторых странах распространены велорикши, в которых водитель находится сбоку от пассажиров – сиденья в данном случае разделены между собой.
Современные производители создали уникальное приспособление, позволяющее превратить обычный велосипед в велорикшу. Такие устройства можно устанавливать практически на любой байк. Достаточно просто снять переднее колесо и поставить «кенгуру» с любым дополнительным элементом (кресло для ребенка или взрослого пассажира, корзину для багажа или тележку для питомца).
Как видите, конструкция велосипедной повозки дает хорошую почву для размышлений. А как насчет того, чтобы сделать велорикшу своими руками? На самом деле, сложного здесь ничего нет. Достаточно отыскать необходимые материалы, вооружиться инструментами и приступить к работе. Но перед тем, как приступить к практической части, не мешало бы познакомиться с теоретическими аспектами.
Отрисовка чертежа
Скажем сразу, трехколесная конструкция, где водитель располагается спереди, является наиболее устойчивой, а, следовательно – и безопасной для пассажиров. Поэтому, если вы хотите сделать велорикшу для перевозки людей или грузов, то отдавайте предпочтение данному варианту.
Без чертежа или подробной схемы не обойтись. Графическое изображение позволяет правильно рассчитать длину и размер всех элементов конструкции. Во время отрисовки чертежа делайте нечто наподобие технологической карты, отображающей последовательность работ по изготовлению и сборке необычного транспорта.
Инструкция по созданию велорикши своим руками
Если вы подготовили чертежи, сделали нужные замеры и полностью подготовили себя к достаточно долгому и кропотливому процессу создания велосипедной повозки, можно приступать к сбору необходимых материалов и инструментов.
Многое можно найти в собственном гараже и на барахолках. Некоторые элементы лучше купить, дабы исключить вероятность поломки в ближайшее время.
Необходимые материалы и инструменты
В первую очередь, нужно найти «донора», то есть вполне сохранившийся старый велосипед. Для изготовления велорикши понадобится:
- многослойная фанера;
- инструмент для резки и обработки металла;
- трансмиссия велосипеда (в идеале – новая);
- шлифовальная машина;
- искусственная кожа;
- металлическая труба;
- три колеса одного размера вместе с ободом, покрышками и камерами;
- крепежи (болты, гайки и т.д.);
- сварочный аппарат;
- поролон.
Крутящий момент в этой конструкции будет передаваться сразу же на два колеса. Поэтому можно приобрести мост с дифференциалом, который сделает велорикшу более тяжелой, но в то же время и более устойчивой. Можно использовать фабричную заготовку, которая крепится к перьям и подседельной трубе – это позволит избежать резки и последующей сварки металла.
Если же вы дружите со сварочным аппаратом или имеете хорошего друга с необходимыми навыками, тогда можно смело браться за работу.
Сварка рамы
Не забывайте о том, что ей придется выдерживать значительные нагрузки. Обратите внимание на чертежи и схемы трехколесных велосипедов для взрослых – примерно такая рама и нужна для изготовления велорикши. К раме будут крепиться и другие металлические элементы, поэтому варите каркас из максимально прочного металла.
Установка трансмиссии
Теперь переходим к установке трансмиссии. Не забывайте, что звездочка зубчатого типа крепится на ведущее колесо. Надеваем цепь, устанавливаем педальный механизм.
Установка руля
Здесь нет ничего сложного – все действия идентичны процессу установки рулевого механизма на обычный двухколесный велосипед. Единственный момент, который хотелось бы обозначить – установка сигнальной системы, которая оповещала бы других участников дорожного движения о приближении необычного транспорта. Весьма полезный элемент.
Создание сиденья и навеса
Сиденье можно сделать самостоятельно из фанеры, поролона и кусочков кожи. Здесь уже каждый самостоятельно определяется с формами и размерами. Обязательно проверьте на прочность все крепления и болты. Только после этого можно делать навес, который защитит пассажиров от палящего солнца и моросящего дождика.
Преимущества велорикш
Положительных качеств у данного транспортного средства огромное множество – о них мы говорили еще в начале статьи. Хотелось бы заострить внимание на плюсах велосипедных повозок с точки зрения малого бизнеса. А их не так уж и мало:
- оригинальность;
- высокий процент маржинальной прибыли (около 80%);
- отсутствие существенных рисков;
- отсутствие конкуренции;
- идею можно подать как экологически чистый вид бизнеса, благодаря чему можно рассчитывать на приятные бонусы;
- для ведения бизнеса не нужен квалифицированный персонал;
- можно оказывать различные типы услуг (перевозка людей, экскурсионные услуги, транспортировка товаров, уличная торговля и т.д.).
Велорикшу можно сделать самостоятельно, а можно купить уже готовый транспорт. Так, средняя стоимость колеблется в пределах от 95 до 200 тысяч рублей.
Характерные особенности современных велорикш
Сегодня велосипедные повозки оснащают самыми разнообразными элементами и аксессуарами, делающими поездку еще более комфортной. Приведем несколько примеров:
- Велорикша Eclipse из Филиппин. Данная конструкция – детище Кеннета Кобонпью. Модель оснащена тремя колесами, состоит из алюминиевой рамы и большого количества переплетающихся кругов, которые создают нечто наподобие повозки. Это настолько продуманная модель, что у нее внутри есть гнездо для айфона, колонки, держатели для стаканов и боковые панели, создающие внутри комфортное пространство.
- Велорикши из Барселоны. Большинство моделей оснащено электрическим двигателем, который существенно облегчает жизнь водителям.
- Велорикши в Индонезии. Долгое время этот транспорт оставался чем-то наподобие визитной карточки Джакарты. Его конструкция настолько мощная, что позволяет не только перевозить людей и груз, но и выступать в качестве эвакуатора.
Современные модели отличаются конструктивными особенностями. Различия обусловлены спецификой и предназначением транспортного средства.
Заключение
Велорикша отлично подходит для неспешной поездки с детьми за город и перевозки грузов. У этого транспорта есть серьезный потенциал для развития небольшого бизнеса с большими возможностями. Его не так сложно сделать своими руками. Главное – составить грамотный чертеж и найти необходимые материалы.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.