Зима утомительна, и в последние дни февраля хочется поскорее достать велосипед, стряхнуть с него пыль и умчаться в закат. Однако время, проведенное в заточении, может оказаться для байка губительным, а его неправильное хранение зимой может негативно сказаться на техническом состоянии транспортного средства. Именно поэтому мы рекомендуем внимательно проверить основные узлы, а также провести основательную подготовку велосипеда к сезону. Если байк зимовал в теплой квартире, то нужно лишь подкачать колеса, смазать цепь, стряхнуть с него пыль и открыть сезон. Хуже, если велосипед простоял на незастекленном балконе, в неотапливаемом гараже или вообще на улице.
Необходимые действия
Скажем сразу, полностью разбирать велосипед не придется. Достаточно осмотреть основные детали и механизмы, проверить состояние рамы и колес, взглянуть на цепь и звезды, а также проверить тормоза и переключатели передач. Если вы не знаете, как подготовить велосипед к сезону после зимы, лучше обратиться в сервисный центр, где опытные специалисты сделают все, как положено. Кстати, некоторые владельцы байков так и поступают: отдают железного коня на зимовку, где он хранится в подходящих для него условиях, а потом забирают полностью подготовленного к эксплуатации.
Подготовка велосипеда к сезону после зимы начинается с чистки. Байк следует протереть от пыли, снять защитную пленку (если вы клеили ее на раму), аккуратно почистить цепь и звезды. Только после этого можно переходить к внимательному осмотру основных узлов и механизмов.
Рама
Велосипедную раму следует осмотреть на предмет повреждений, вмятин и царапин, оставшихся с прошлого сезона. Если это не исправить, нагрузка на каркас будет распределяться неравномерно, что чревато другими проблемами. Если вы хотели давно перекрасить свой велик, то это можно сделать сейчас, в процессе подготовки велосипеда к летнему сезону. Для этого, конечно же, стоит обратиться к профессионалам, которые знают, как это сделать правильно. Но вы и сами сможете качественно освежить велосипед, если будете четко следовать инструкции.
Руль и колеса
За время простоя рулевая система может расшататься из-за того, что велосипед долгое время находился в одном положении. Чтобы проверить ее состояние, зажмите переднее колесо между ног и покачайте руль: он должен оставаться неподвижным по отношению к рулевой колонке и выносу.
Теперь пришло время проверить состояние покрышек. Напомним, что перепады температур и прямые солнечные лучи могут повредить резину: она высыхает и начинает трескаться. Поэтому в первую очередь осматриваем покрышки и подкачиваем колеса. Если воздух спускает, нужно заклеить резину, а лучше – поменять.
Приподнимите заднее колесо велосипеда и постучите по покрышке ладонью. То же самое проделайте и с передним. Плохой признак – его расшатанность и хождение в разные стороны. Прокрутите колесо: обод не должен колебаться, рисовать «восьмерки» и издавать посторонние звуки. Переберите спицы: в идеале, каждая из них должна издавать ровный звонкий звук. Если спица «поет» глухо или, наоборот, слишком высоко, следует подтянуть или ослабить ее с помощью специального ключа. Этих манипуляций вполне достаточно для того, чтобы подготовить велосипед к новому сезону в домашних условиях.
Цепь и звезды
Снимите велосипедную цепь и внимательно ее осмотрите. Изношенная цепка будет быстрее стачивать звезды. Не забывайте о том, что продолжительность ее жизни составляет около 4 тысяч километров. Стоит измерить длину цепочки, чтобы оценить степень ее изношенности. Если параметры соответствуют нормальным показателям, можно приступать к обработке. Для этого покрутите педалями и послушайте, как работает цепь. Если она не стрекочет, не свистит и не издает каких-либо других звуков, значит с ней все в порядке и можно даже обойтись без смазывания. В противном случае велосипедную цепь нужно тщательно прочистить и смазать специальным маслом. Опытные велосипедисты говорят, что масло для швейных машиной тоже подходит для цепок. Можно слегка протереть и звезды с наружной стороны (только без фанатизма).
Тормоза
Если у вас вибрейки (ободные тормоза) или дисковая механика, то здесь можно обойтись без сложных манипуляций: просто проверьте тросики на наличие ржавчины или налета. Для надежности можно подуть WD40 прямо в рубашки. Если тросики ходят плавно и ровно, а ручка тормоза не залипает на обратном ходу, то больше делать ничего не надо. Проверьте и состояние тормозных колодок: если они изношены более, чем на 2/3, лучше заменить на новые.
Шатуны и педали
Шатуны следует прокрутить вперед и назад. Если чувствуете вибрацию в руках, нужно подтянуть болты, которыми крепятся эти детали. Педали, если снимали на зиму, прикрутить на место и тоже проверить плавность их хода. При необходимости их можно поменять самостоятельно.
Иные манипуляции
Большую часть работы вы уже сделали. Остаются детали, которые не займут много времени. Оцените работу переключателя скоростей: неопытным велосипедистам сделать это самостоятельно будет сложно, поэтому лучше обратиться к толковому мастеру. Для начинающих вопрос о том, как подготовить велосипед к сезону, может показаться незначительным, но ведь именно от этого процесса будет зависеть, как долго вы сможете прокататься на своем байке без ремонта и замены деталей. Если не уверены в своих силах, настройку переключателя скоростей на велосипеде лучше поручить профессиональным механикам.
Фары, линзы, светоотражающие элементы и световые приборы – все это следует протереть аккуратно чистой хлопчатобумажной тканью с добавлением небольшого количества средства для мытья стекол и зеркал. По сути, на этом подготовка велосипеда к новому сезону окончена. Можно отправляться в путь.
Если велосипед зимовал в плохих условиях
Такое дело требует серьезного подхода. За время простоя перепады температуры, влажность и прямые солнечные лучи могли привести к неисправности механизмы и основные узлы велосипеда. В первую очередь, транспорт нужно отмыть. Никаких автомоек и керхеров: только бережный уход за байком с помощью рук, чистой ветоши, воды и небольшого количества моющего средства. Когда велосипед просохнет, можно приступать к его подготовке, следуя вышеописанному алгоритму: проверить раму, колеса, состояние тормозов, цепи и звездочек.
Заключение
Не забывайте о том, что любая техника требует соответствующего ухода, который заключается в своевременном очищении ее от грязи и замене расходников. Этого вполне достаточно для того, чтобы велосипед прослужил вам еще много лет. Помните о том, что современные модели оснащены деликатными системами и механизмами, которые могут выйти из строя при неправильном хранении велосипеда и ненадлежащем уходе за ним. Любите своего коня и он прослужит вам верой и правдой еще очень много лет.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.