Педали – один из важнейших элементов управления велосипедом. Именно они передают усилие от ноги на ходовую часть, от чего транспортное средство приходит в движение. Сегодня мы поговорим о том, как снять педаль с велосипеда, а затем поставить ее обратно. Тех, кто думает, что в этом нет ничего сложного, мы разочаруем – не все так просто, господа. Если покрутить не в ту сторону, можно поломать шатуны, что чревато более серьезным ремонтом и финансовыми потерями.
В каких ситуациях может потребоваться открутить педали на велосипеде
Обсуждаемой детали уделяется не так много внимания, как велосипедной цепи или колесам, например. Но рано или поздно велосипедист столкнется с ситуацией, когда ему придется открутить педали на велосипеде. Что это за ситуации? Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Техническое обслуживание байка (в конце или начале сезона). Педали необходимо время от времени очищать от грязи, смазывать и проверять на наличие повреждений.
- При появлении специфических звуков (хруст, скрип, шелестение и др.).
- Когда необходимо заменить сломанные или старые педали на новые изделия.
- Для уменьшения габаритов велосипеда, когда нужно упаковать его в чехол или провезти в общественном транспорте.
- Противоугонные меры – на велосипеде без педалей далеко не уедешь. Откручиваются они достаточно быстро и так же легко одеваются обратно. Все, что нужно – примитивные инструменты и небольшой пакет, куда можно положить изделия.
Чтобы легко запомнить, в какую сторону откручивать педали велосипеда, вспоминайте, как вы вращаете их во время езды. Изделия откручиваются против, а закручиваются по ходу движения.
Необходимые инструменты и материалы
Чтобы демонтировать педали, понадобится обычный гаражный инструментарий, который найдется у каждого. Здесь загвоздка может возникнуть лишь в том, какой ключ нужен для снятия педалей. Не волнуйтесь – узкоспециализированный инструмент не понадобится. Все, что вам нужно, это:
- рожковый ключ (15 мм);
- разводной ключ – универсальный инструмент для ремонтных работ (предпочтение стоит отдавать небольшим изделиям – с их помощью легче добраться до гайки);
- шестигранник;
- велосипедный набор (на всякий случай);
- съемник – дополнительное устройство для контактных видов (удерживает ось во время поворота ключа при прокручивании).
Коль уж вы решили поменять педали на велосипеде, не лишним будет произвести «гигиенические» процедуры. Для них понадобятся:
- чистая и сухая ветошь;
- смазка;
- WD-40, керосин или растворитель на случай, если есть сильно загрязненные участки.
Теперь, когда вы подготовили все необходимое, можно приступать к работе.
Пошаговая инструкция по снятию педали с велосипеда
Для начала нужно поставить велосипед в удобное и устойчивое положение. Оптимальный вариант – на колесах. Использовать в данном случае специальную стойку, которая держит его на весу, – не самое лучшее решение, поскольку при откручивании педалей зачастую приходится прикладывать значительные усилия.
Если мы имеем дело со стандартными моделями, то процесс снятия педали выглядит следующим образом (начинаем с правого изделия):
- Прокручиваем педали в направлении руля, приведя их в рабочее положение: правый шатун выставляют на 45 градусов (так называемые 3 часа, а для левой – режим «9 часов»), чтобы он оказался параллельно земле.
- С помощью небольшого разводного ключа откручиваем педаль от шатуна.
- С торцевой части платформы снимаем заглушку, под которой «прячется» контргайка.
- Вторым ключом зажимаем ось у шатуна и снимаем контргайку.
- Там же находится шайба, которую нужно раскрутить.
- Снимаем конус и разбираем платформу, придерживая подшипники.
Чтобы не растерять подшипники, подставьте под педаль лист бумаги или картона, какую-нибудь емкость наподобие лотка или ненужную тряпку. Левая педаль снимается по тому же принципу, но с учетом обратной стороны резьбы. Обращайте внимание, что количество шариков в обеих педалях должно быть одинаковым. Во время сборки/разборки желательно не смешивать их между собой: правые шарики должны попасть обратно в правую педаль, а левые, соответственно, в левую.
Старую смазку можно удалить с помощью WD-40 или обычного растворителя. Но бывает такое, что снять педали с велосипеда (старенький стелс, например) не получается – изделие не поддается демонтажу, и все тут.
Что делать, если резьба на оси не снимается
Если во время разборки возникли проблемы и педаль намертво «прикипела» к оси, придется прибегать к особым мерам:
- Для начала попробуйте нанести на место соединения WD-40 и оставить на 10-15 минут.
- Если WD-40 нет под рукой, используйте аналогичные составы (керосин или любой растворитель). Но в этом случае нескольких минут будет недостаточно – ждать придется 2-3 часа.
- Если и это не помогло открутить педали, попробуйте более длинный ключ или наденьте на него металлическую трубку.
Некоторые мастера используют еще один метод, который помогает снять педали на скоростном велосипеде и других моделях. На место соединения оси и шатуна вылить чайник горячей воды. По идее, из-за высокой температуры металл должен немного разогреться, вследствие чего снизится плотность посадки. Доля здравого смысла здесь есть, но для этих целей лучше использовать строительный фен или мощный паяльник. При работе с этим инструментом нагревайте именно место соединения оси и шатуна, а также следите за температурой корпуса педали (особенно, если это изделие из пластика).
Если и это не помогло, попробуйте несколько раз ударить молотком по проблемному месту, чтобы хоть немного сдвинуть резьбу с мертвой точки. Ни в коем случае не бейте по самой педали или шатуну – только испортите детали.
Как поставить педаль на велосипед
У некоторых велосипедистов возникают вопросы по поду совместимости резьбы на педалях и шатунах. Дело в том, что резьба на современных изделиях не подходит под резьбу, нарезанную в советских шатунах. Если у вас с этим моментом проблем нет, переходим к установке педали на велосипед, но для начала очищаем от старой смазки и грязи резьбу.
Пошаговая инструкция по установке педали:
- Убедитесь в наличии смазки. Если ее нет – нанесите небольшое количество на резьбу. Так вы защитите изделие от коррозии, «прикипания» к шатуну и значительно облегчите себе жизнь в дальнейшем – потом будет гораздо легче снимать. Подойдет обычный солидол или любой другой водостойкий состав.
- Начните вкручивать педаль без подручных инструментов – только руками, перпендикулярно оси шатуна. В данном случае шансы повредить резьбу при перекосе оси сведены к минимуму.
- А теперь возвращайтесь к инструкции по снятию и действуйте согласно ей, но в обратном порядке.
- Если в торце педали есть шлиц под шестигранник, то ее им же и можно закрутить. Но обеспечить достаточную нагрузку и хорошо вкрутить педаль не получится – лучше использовать сначала шестигранник, а потом дожать рожковым ключом.
- Закручивать ось в шатун нужно с силой, но без фанатизма. Резьбу, конечно, вы не сорвете, но потом раскручивать туго затянутую резьбу будет весьма проблематично. Рекомендуемый момент закручивания составляет 35-40 Нм. Если у вас нет под рукой динамометрического ключа, просто тяните с достаточным усилием, но не переусердствуйте.
В конце уберите остатки смазки, которая выступит на месте соединения элементов. Со временем там может накопиться грязь, которая лишь ускорит процесс изнашивания деталей.
В чем отличие недорогих педалей от дорогих изделий при закручивании
Естественно, в качестве изготовления и конструктивных особенностях. А именно:
- Бюджетные педали. В момент вкручивания ось повреждает часть металла на шатуне, что может привести к появлению щелчков во время вращения. Такие оси встречаются на самых дешевых изделиях. Проблему можно решить, поставив шайбу под педаль.
- Дорогие запчасти. В данном случае ось не портит шатун, да и педаль гораздо сильнее прижимается.
Сегодня в продаже можно встретить самые разнообразные модификации педалей – это обычные прогулочные, «топталки» для маунтинбайков, контактные и полуконтактные модели, складные, шоссейные и туклипсы.
Рекомендации по проверке педалей перед поездкой
Мы уже говорили в самом начале, что велосипед без педалей не интересен злоумышленникам, поскольку ехать на нем невозможно. Чтобы самому не оказаться на месте того товарища, следите за состоянием всех механизмов и узлов велосипеда – не обделяйте вниманием и педали. Периодически проверяйте следующие моменты:
- степень зажима. Иногда можно немного и подтянуть педали;
- отсутствие люфта. Если в месте соединения детали образовался зазор, его нужно устранить;
- состояние корпуса педали. Он должен быть целым.
Попробуйте встать на педаль, а затем крутаните ее. На слух вы можете определить качество прокрутки на оси, а визуально – отсутствие биения.
Учитывайте, что недостаточно закрученная или сломанная педаль может стать причиной травмы. Пострадать может не только сам велосипедист, но и окружающие люди.
Заключение
Велосипед – конструктивно простой механизм, состоящий из различных деталей и узлов. Но именно слаженная работа каждого из них обеспечивает комфортное катание и получаемое удовольствие. Следите за здоровьем своего коня, не допускайте критических ситуаций, когда требуется полная замена педалей на велосипеде.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.