Ни для кого не секрет, что велосипед – безопасный и экологический чистый транспорт, езда на котором полезна для здоровья. Однако в его простом (на первый взгляд) устройстве есть механизмы и узлы, обеспечивающие ту самую уверенность при езде. И их исправность – залог вашей безопасности. Тормозная система велосипеда заслуживает повышенного внимания, и сегодня мы поговорим об одном маленьком, но очень ее важном элементе. Как говорится, мал золотник да дорог: калипер велосипеда. Что это за деталь? И почему стоит время от времени обращать на него пристальное внимание? Оказывается, от этого маленького элемента зависит эффективность непосредственно всей системы торможения. В частности, калипер велосипеда передает силовой импульс от тормозной ручки колодкам, останавливая тем самым движение.
Типы тормозных устройств
Велосипедная промышленность развивается своим чередом. Отдельным направлением идет развитие и совершенствование тормозной системы велосипеда. Согласитесь, байки для неспешного катания по городу и спортивных соревнований отличаются друг от друга и требования к ним, соответственно, тоже.
Можно выделить четыре типа тормозов:
- барабанные (с ножным, педальным и недавно появившимся ручным приводом);
- ободные;
- дисковые;
- роллерные.
Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Опытные велосипедисты единогласно говорят, что наиболее эффективными и надежными остаются дисковые и ободные конструкции. Рассмотрим каждый тип по отдельности.
Барабанные
Их принцип работы известен каждому, кто катался на стареньком советском велосипеде: нужно просто крутить педали в обратную сторону, чтобы замедлить ход или полностью остановиться. Вращающийся барабан располагается в задней втулке велосипеда, а внутри – тормозные колодки. В процессе торможения они расходятся, прижимаясь к стенкам барабана, и трутся о его поверхность. Сейчас подобную конструкцию можно увидеть на городских велосипедах с планетарным управлением, на детских и недорогих моделях для взрослых. В столь простой конструкции есть свои преимущества:
- Долговечность (механизм закрытого типа, поэтому внутрь практически не попадает влага, грязь и пыль).
- Низкая степень износа обода колеса.
- Простое и удобное обслуживание.
- Эффективность и надежность (работают даже при деформации обода).
Есть и ложка дегтя в этой бочке с медом. Расскажем о недостатках:
- Требуется приложить немалое усилие для торможения.
- Наличие так называемой «мертвой зоны»: нельзя затормозить при вертикальном положении шатунов.
- Существует определенная степень риска: если цепь слети со звездочки, то велосипед остановить невозможно.
Кроме того, тормозная система подобного типа небезопасна. В частности, иногда нужно затормозить в одно мгновение, а при работе барабанной конструкции нужно время, чтобы перейти от движения вперед к началу торможения. Порой именно эти секунды имеют решающее значение.
Ободные
Достаточно популярный тип тормозных систем, в котором торможение происходит за счет соприкосновения тормозных колодок и колесного обода. Как правило, колодки изготовлены из мягкого материала, чтобы при торможении стирались они, а не колесный обод.
Ободные тормоза бывают механического и гидравлического типа. Встречаются также и V-brake и U-brake, клещевые (можно увидеть на шоссейниках), кантилеверные и непосредственно сама гидравлика (редкий гость в велосипедном мире). Наиболее популярными являются V-brake, поэтому отдельно расскажем о преимуществах данного типа ободных тормозов:
- Простая конструкция с достаточно хорошим тормозным усилением.
- Относительно небольшой вес.
- Приемлемая стоимость.
Недостатки, конечно же, есть и их не так уж и мало:
- Низкая эффективность при попадании грязи.
- Быстрый износ обода и непосредственно самих тормозных колодок.
- Нельзя устанавливать широкие покрышки.
Тем не менее данный тип получил широкое распространение. Конструкции используются на велосипедах практически любых типов. Особенно полюбились они спортивным и городским моделям байков.
Дисковые
Адаптированные, они пришли к нам из автомобильной промышленности. Сейчас можно с уверенностью сказать, что дисковые тормоза являются наиболее эффективными, надежными и долговечными среди всех существующих аналогов. В зависимости от типа привода выделяют механические и гидравлические.
В механическом дисковом тормозе усилие от ручки передается посредством троса, а в гидравлическом – через гидравлическую трубку, заполненную тормозной жидкостью. При нажатии ручки в механическом тормозе натягивается тросик, который передает усиление колодкам. Они, в свою очередь, прижимаясь к диску, останавливают движение.
Для чего нужен калипер
Рабочей частью дисковой системы торможения и важным ее элементом выступает калипер. Он отвечает за полноценную работу тормозного механизма. По своему внешнему виду и принципу работы калипер напоминает обычный циркуль. Велосипедный суппорт используется тогда, когда возникает необходимость сдвинуть либо раздвинуть тормозные колодки. Калипер передает усилие вращающегося устройства на тормозные колодки и является так называемым их держателем. Это крайне значимая деталь тормозной системы, поэтому калиперы должны быть прочными, надежными и адаптированными к конкретной модели велосипеда.
Устройство калипера для велосипеда
Калипер чаще всего изготавливают из прочного алюминиевого сплава, реже – из магния. Встречаются и цельнолитые велосипедные калиперы, сделанные из двух частей, которые крепятся друг к другу с помощью болтов. Калиперы бывают двух видов:
- с одним поршнем;
- с двумя поршнями.
К последнему типу калиперов можно прикрепить удлиненные колодки. В продаже есть универсальные крепления, имеющие соответствующие отверстия, с помощью которых велосипедный калипер можно приделать практически к любой вилке. Функциональную значимость калипера сложно переоценить, поэтому он должен быть в исправном состоянии, а также соответствовать конкретной модели велосипеда.
Что лучше: механика или гидравлика
Однозначный ответ дать нельзя. Так, при механической системе торможения усилие передается велосипедному калиперу посредством металлического тросика, а в гидравлической – по гидролинии. У механических калиперов есть свои преимущества:
- доступная стоимость;
- механика легче устанавливается (правда, ее приходится регулярно подкручивать);
- простота обслуживания и ремонта.
Есть и плюсы и у гидравлики:
- более высокая мощность;
- компактные размеры калиперов;
- лучшая модуляция среди всех существующих вариантов тормозных систем.
Можно сделать вывод: велосипедные тормоза дискового типа являются лидерами среди современных аналогов. А для размеренного и неспешного катания среднестатистического велосипедиста вполне сгодятся простые в обслуживании и доступные дисковые тормоза.
Заключение
Любой велосипедист, открывая сезон, должен понимать, что исправность байка – залог безопасности не только его, но и других участников дорожного движения. Поэтому проверять исправность тормозной системы и состояние колодок и калипера нужно регулярно, а не тогда, когда процесс торможения происходит не по плану. Относительно небольшой калипер играет далеко не последнюю роль в эффективности и надежности всей тормозной системы. Поэтому его следует подбирать в соответствии с моделью байка. Какой бы тип тормозной системы вы не выбрали, калипер требует бережного отношения и повышенного внимания. Помните, что своевременный уход за байком и грамотный ремонт – гарантия безопасного и комфортного движения.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.