Со временем владельцы постепенно знакомятся с деталями и механизмами своего велосипеда. И даже те, кто далек от ремонтных работ, начинают пользоваться шестигранниками и прочими инструментами. Спустя несколько лет велолюбители уже могут смело давать советы по покупке и замене различных элементов, в том числе и велосипедного петуха.
Деталь «велосипедный петушок» частенько вызывает улыбку на лицах из-за своего необычного прозвища. Другие ее названия: «кронштейн», «рычаг», «велопетух».
Разберемся поподробнее, что же такое петух и для чего он нужен на велосипеде.
Что такое велосипедный петух
Обычно велосипедисты знакомятся с петухом после его поломки. До этого момента эта деталь редко кого интересует и остается незамеченной.
Петух для велосипеда – это механизм, который крепится на задний переключатель к раме. Главная функция велопетуха – защита заднего переключателя скоростей от повреждений. Другими словами, при падениях весь удар приходится именно на петуха. Так как стоимость и ремонт переключателя скоростей обойдется в разы дороже, то это вполне оправдано.
Кратко об истории возникновения в пяти пунктах:
- Первоначально рама для велосипеда и петушок были единой конструкцией и изготавливались из стали.
- Позже сталь заменили на алюминий, который обладает меньшей прочностью, а потому больше подвержен деформациям.
- Конструкция начала все чаще ломаться. Основные поломки приходились на петушка.
- Поэтому его отделили от рамы и сделали обособленным механизмом.
- Теперь ремонт и замена петуха на велосипеде происходят отдельно от рамы.
Петух можно как установить, так и поменять на велосипеде самостоятельно. Нет необходимости прибегать к помощи мастера.
Для чего необходим велопетух
Петух создан для заднего переключателя на велосипеде. Деталь носит защитную функцию и спасает переключатель от повреждений. Например, при ударе о бордюр или падении на правую сторону. В таких ситуациях ломается именно петушок — в этом и заключается его работа.
Так как алюминий – это хрупкий металл, то и повреждения происходят довольно часто. При поломке рамы возникают сложности с ремонтом, так как невозможно гарантировать полное восстановление. Когда петух и рама были единой конструкцией и петух ломался, было проще приобрести новую раму. Конечно, исключение составляли редкие модели.
Поэтому петух на велосипеде стал отдельным элементом, его установка и правка не составляют трудностей для их владельцев, а рама остается целой и не нуждается в ремонте.
Материал изготовления и устройство
Механизм отличается простотой строения. Саму деталь легко узнать по загнутой форме, напоминающей крючок. Как видно на фото, петух содержит два круглых отверстия, с помощью которых крепится к раме велосипеда, фиксируется на одном или двух болтах.
Виды материалов, из которых изготавливается деталь:
- Сталь – такая деталь подлежит ремонту, она гнется и деформируется. Можно починить в домашних условиях, недорогая стоимость. Из минусов – появление ржавчины.
- Алюминий – деталь часто ломается и используется как расходный материал. Низкая стоимость и невозможность починки.
- Карбон – обычно такой элемент приваривают к раме. Высокая стоимость и долговечность. Для ремонта необходимо специализированное оборудование.
- Титан и твердые сплавы – деталь обойдется дорого, зато будет неуязвима к внешним воздействиям.
- Силумин – смесь алюминия и кремния. Такой механизм дешево стоит, часто ломается, используется как расходник.
- Дюралюминий – сплав металлов высокой прочности. Дорого, зато прочно и надежно.
Виды
Существует две разновидности петуха, которые различаются между собой способами крепления к раме велосипеда:
- Съемные;
- Несъемные.
Съемные устанавливаются на велосипедах с алюминиевой или карбоновой рамой. Такие петухи используются как временные. Они часто приходят в негодность и заменяются на новые. Поэтому их владельцам будет полезно знать, как поставить петух на велосипед самостоятельно, не прибегая каждый раз к помощи мастера.
Несъемные остаются с рамой единым целым, они устанавливаются на рамы из титана или стали. При повреждениях такой механизм деформируется и изгибается. Чтобы его отремонтировать, необходимо выяснить, как правильно должен стоять петух на велосипеде, и ознакомиться с инструкцией о том, как самостоятельно выпрямить петух на велосипеде.
Замена петушка для велосипеда
До того, как начинать манипуляции, необходимо узнать, какой петух сейчас стоит на велосипеде, и подобрать схожую модель.
Весь процесс замены очень прост и не отнимет много времени даже у начинающего велосипедиста.
Для замены потребуется:
- шестигранник;
- отвертка.
Как снять петух с велосипеда:
- Снимите задний переключатель с помощью шестигранника.
- Открутите болты, которые крепят петушок к раме.
Установка нового петуха:
- Прочистите посадочное место.
- Установите новую деталь с помощью болтов.
- Закрепите обратно переключатель скоростей.
Советы по подбору петуха для велосипеда
Как выбрать петух для велосипеда:
- Возьмите в магазин старую деталь или же сфотографируйте ее, чтобы специалист подобрал вам схожую.
- Если не нашли в магазине замену, то обратитесь к мастеру, который изготовит петуха под заказ по вашим размерам.
- При покупке берите сразу две детали, чтобы одна была про запас. Ее можно будет брать с собой в длительные поездки. Тогда вы не будете переживать из-за возможной поломки и сможете оперативно поменять петушок.
Как сберечь петух от повреждений:
- Проверяйте, надежно ли припаркован велосипед. Следите, чтобы при стоянке он не упал на правую сторону.
- При необходимости положить велосипед на землю, кладите только на левую сторону.
- Следите за исправностью самого переключателя скоростей.
Заключение
Велосипедный петух не имеет ничего общего с обычной птицей. Такое прозвище получил кронштейн, который крепится на задний переключатель к раме. Велопетух защищает переключатель скоростей от возможных повреждений.
Существуют как съемные, так и несъемные модели. Они изготавливаются из стали, титана, карбона и алюминия. Съемные используются в качестве расходного материла. А потому имеют низкую стоимость и часто заменяются на новые.
Чтобы уберечь переключатель скоростей от преждевременных поломок, не скупитесь на велосипедный петушок. Он прекрасно выполняет свои защитные функции. А его замена и ремонт не составят для вас трудностей.

Автор статей. Высшее образование по специальности: «Технологии транспортных процессов». Люблю велопрогулки и другой активный отдых.