Время первых велосипедов, которые называли «тряской костей», давно прошло. Современный двухколесный транспорт оснащен устройством, предназначенным для поглощения ударов, предотвращения раскачивания конструкции при езде в специфических условиях. Велосипедный амортизатор называют сердцем подвески. От правильного выбора и настройки важного узла зависит комфорт велосипедиста, скорость передвижения, срок эксплуатации байка.
Для чего нужен задний амортизатор для велосипеда
Подбор двухколесника зависит от целей катания. Для езды по городу предпочтение отдают хардтейлу. Для поездок по местам, изрезанным канавами и ямами, лесным и горным тропам, лучше пользоваться велосипедом с задним амортизатором. Подвеска делает путешествие комфортным, сглаживая неровности дороги. При спуске с горы устройство защищает обода от ударов.
Создается ощущение, словно заднее колесо прилипло к земле. На некоторых байках установлен встроенный блокиратор. Элемент конструкции помогает велосипеду ехать по асфальтированной дороге как хардтейлу, но с отличительной особенностью. При встрече с ухабами или ямами сила удара снимает блокировку и активизирует подвеску.
Задний амортизатор для велосипеда выполняет следующие функции:
- смягчает неприятные ощущения велосипедистов при преодолении препятствий на трассе;
- снижает нагрузку на раму;
- защищает велосипедиста от ударов при высоких скоростях;
- устраняет силовое влияние переднего колеса;
- гасит раскачивание, стабилизирует движение велосипеда;
- обеспечивает устойчивость на дороге.
Недостатком считается сложность при езде в гору и большой вес (в сравнении с хардтейлом).
Разновидности и их отличия
Аналог автомобильной конструкции собран из двух скользящих трубок, демпфера с проушинами, закрепляющими устройство к раме. Плавную работу обеспечивает особый тип подшипников − башинги. Задний амортизатор состоит из пружины и демпфера. Рессора со стопорным кольцом гасит раскачку велосипеда, фиксирует степень проседания. Демпфер стабилизирует плавность движения. Конструкцию изготавливают под тип рамы и подразделяют на 2 вида, каждый из которых имеет свои нюансы.
ОТЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ | |
---|---|
Пружинные | Воздушные |
Рессора расположена снаружи устройства | Значительно легче металлического изделия |
Изготавливаются из стального сплава или прочного титана | Внутри установлен воздушный картридж |
Отличаются жесткостью, не имеют демпферов | Закачанный в вилку воздух гасит колебания при езде |
Обеспечивают велосипеду стабильность на сложных трассах | Регулируются насосом через механизм подачи, закрывающий проход газу или жидкости (клапан) |
Исключают жесткий удар даже при максимальной скорости на сложной трассе | Характеризуются большим количеством настроек |
Устанавливаются как на дешевых моделях, так и на спортивных байках | Стоят дороже пружинных устройств при меньшей надежности на неровных дорогах |
Задние амортизаторы выпускают также комбинированных видов:
- Пружинно-эластомерный тип состоит из жесткой стальной рессоры и резинового демпфера. Велосипедный амортизатор предназначен для езды по пресеченной трассе с небольшими препятствиями. Недостатком считается восприимчивость к холоду, при котором снижается свойство гасить колебания.
- Воздушно-масляные: функцию рессоры выполняет накачанный в герметичную камеру воздух, демпфер заменяет картридж с маслом.
- Совмещенные амортизаторы. В конструкцию входят: масляный демпфер, механическая и воздушная пружины.
Комплект настроек помогает регулировать жесткость пружины, менять величину масляных клапанов, контролировать давление воздуха.
Способы настройки заднего амортизатора велосипеда
Регулировка системы необходима для комфортной езды, полноценной работы ходовых деталей велосипеда, снижения риска повреждения конструкции.
Поэтапная настройка проводится тремя способами:
- Проверка гибкости пружины.
Показатель указывает на уровень сопротивления амортизатора к внешним нагрузкам и весу тела. Велосипедист подбирает оптимальное состояние. При настройке обращают внимание на следующее: самая жесткая пружина плохо противодействует ударам при езде на велосипедах. Ослабленная деталь снижает плавность хода, способна пробить амортизатор при движении на сложных трассах с препятствиями. Следовательно, необходимо приобретать устройство с повышенным уровнем нагрузки. Чем больше усилий нужно приложить для сжатия пружины, тем жестче будет отдача при катании.
- Регулировка скорости сжатия и возврата детали на место.
Этим методом задний амортизатор велосипеда подстраивают под условия катания (бездорожье, движение по лесной или горной тропе). Длина хода вилки регулируется уменьшением или увеличением запаса расстояния. Благодаря этому уменьшается износ рессоры. На пружинных устройствах величину проседания меняют при помощи стопорного кольца. Идеальный вариант − 25%. Воздушные конструкции настраиваются через регулировку масляного клапана. Для контроля за уровнем проседания производители установили цветную резинку, показывающую подходящую вариацию.
- Локаут хода.
Смягчающая настройка нужна для катания на велосипеде по ровным дорогам, где нет неожиданных ударов (например, асфальтированная трасса). Пружине придают жесткость, при которой исключена деформация. Блокировку применяют для временной остановки работы вилки при движении с длительными подъемами.
Ремонт заднего амортизатора
Сложный процесс разборки амортизационного устройства велосипеда требует внимания. Если нет уверенности, что при обратной сборке велосипедист не перепутает детали, лучше обратиться в мастерскую. Ремонт начинают со снятия вилки, для чего байк поднимают вверх колесами. Что делать дальше, подскажет пошаговая инструкция.
Снять части устройства в следующей последовательности:
- деталь для регулирования скорости движения − ободные тормоза;
- колесо, на которое приходятся самые большие нагрузки;
- рулевой кронштейн (горизонтальная туба с вертикальным штоком вилки);
- опорное кольцо и вилка;
- металлическая или воздушная пружина (перед снятием выкрутить болты настройки силы);
- из вилки извлечь масляный демпфер;
- снять уплотнители (поможет отвертка);
- достать амортизатор;
- осмотреть, почистить, смазать детали;
- заменить изношенные или поломанные элементы;
- установить составные части в обратном порядке на велосипед.
После ремонта задний амортизатор работает почти идеально.
Советы по выбору
Несоответствие заднего амортизаторного устройства типу рамы изменяет геометрию подвески и ухудшает комфорт велосипедиста во время езды. При покупке «сердца» подвески нельзя ошибиться в выборе, гарантии, лучшей цене. Профессионалы советуют:
- Покупайте амортизатор, который рекомендует производитель байка.
- Устройство подбирают в зависимости от целей катания, модели велосипеда, суммы бюджета.
- Конструкция должна подходить под раму велосипеда. На каждом изделии указана длина по осям и ход штока.
- При покупке воздушного устройства для кросс-кантри найдите на внешнем стоке цветную резинку, которая поможет при настройке конструкции.
- Стандартная пружина рассчитана на среднего велосипедиста. Поэтому изделие выбирают с учетом своего веса и личных предпочтений.
- Комбинированные амортизаторы с масляными резервуарами рассчитаны на продвинутый уровень гонщика.
- Для правильной работы вилка и амортизатор должны быть сбалансированными между собой. Все швы и соединения проверяют на аккуратность выполнения.
- При выборе амортизатора со встроенным блокиратором убедитесь в наличии специального клапана в заднем треугольнике.
- Каталожный номер заднего устройства должен совпадать с цифрами на коробке.
Заключение
Плохая работа заднего амортизатора − не повод для паники. Устройство можно отремонтировать своими руками или заменить новым. Своевременная реакция на неисправность продлит срок эксплуатации двухколесного транспорта и обеспечит велосипедисту комфортную езду.

Велолюбитель и по совместительству автор статей. Занималась велоспортом.