Велосипед – универсальное транспортное средство, которое становится все более популярным в наше время. Значительную роль сыграла пропаганда здорового образа жизни, а также кампании, направленные на сохранение экологии. И действительно, велосипед без труда позволяет добраться в любую точку города, поддерживать мышцы тела в тонусе, а также экономить на топливе и обслуживании транспортного средства. С приходом весны горожане отправляются на дачи, в деревни к бабушкам и просто в походы дружной компанией. Вот тут и возникает необходимость познакомиться с основными правилами перевозки велосипеда в поезде. Ведь назвать его ручной кладью нельзя, покупать отдельный билет – тоже сомнительное мероприятие. А кому хочется оказаться нарушителем и сойти с поезда по распоряжению проводника? Поэтому сегодня речь пойдет о том, как перевезти велосипед в поезде РЖД. Сразу обозначим один момент: говорить будет именно о поездах, электричках и других разновидностях железнодорожного транспорта.
Электричка или поезд
Прежде, чем разбирать велосипед или иным методом готовить его к путешествию, нужно определиться с типом транспорта: электричка или поезд. Дело в том, что в первом варианте велосипед беспрепятственно можно провезти в неразобранном виде. Для этого есть тамбур, где он не будет мешать другим пассажирам и сотрудникам электропоезда. Но здесь есть свои подводные камни: если вам нужно проехать буквально несколько остановок и вы путешествуете в одиночку, то никто не потребует у вас документ, разрешающий провоз велосипеда. Только если ваша поездка совпала с датой проведения контрольных инспекций на железной дороге, значит, не повезло. А так, никто не будет ссаживать вас с электрички за то, что вы аккуратно прислоните велосипед к стенке. Главное, чтобы он не мешал пассажирам и не создавал препятствия на пути к выходу. Совсем другое дело, когда на этом же электропоезде вы планируете ехать большой и дружной компанией велосипедистов, и вам нужно провезти минимум 3-4 байка. Вот здесь стоит обратиться к официальному документу, в котором подробно описаны правила провоза велосипеда в поезде.
Согласно им, вы можете перевезти велосипед в тамбуре платно или бесплатно (это зависит от вашей сознательности и везения). Также вы можете провозить байк на правах ручной клади, но только в разобранном и упакованном виде. Такой вариант подходит, если вам предстоит дальняя дорога в электричке. Стоимость билета зависит от дальности расстояния. В некоторых железнодорожных компаниях действуют так называемые «Счастливые часы», когда пассажир может бесплатно провезти велосипед в поезде РЖД. Что же касается поездов (особенно дальнего следования), то здесь не все так просто, и никто не разрешит вам провозить велосипед бесплатно. Поэтому для начала разберемся с подготовкой байка к путешествию, а уже после этого узнаем, как перевозить велосипед в поезде. Стоит отметить: понадобится чехол для двухколесного транспорта и походный набор инструментов.
Подготовка
Согласно правилам провоза багажа РЖД, велосипед можно провозить в разобранном виде. В зависимости от габаритов и веса его можно транспортировать в багажном отделении либо на соответствующей полке для ручной клади. В последнем случае байк должен быть надежно зафиксирован, чтобы избежать вероятности падения на других пассажиров. Отправляясь в путешествие, следует заранее поинтересоваться правилами перевозки велосипеда в поезде дальнего следования. Опытные велосипедисты рекомендуют снимать не только переднее колесо, но и левую педаль. Правую трогать не имеет смысла, поскольку байк и так не займет много места. Велосипед в разобранном виде помещают в специальный чехол. Хорошо, если он будет оснащен соответствующими карманами и отсеками для деталей. Некоторые модели чехлов предназначены для хранения и перевозки байка в полностью разобранном виде: то есть, в этом случае нужно снимать оба колеса, руль, багажник, седло и так далее. Это неплохой вариант для тех, кто не знает, как перевезти велосипед в поезде дальнего следования. Если речь идет о краткосрочной поезде, то байк следует разобрать и упаковать в мягкий чехол – тогда он легко поместится в отсек для ручной клади.
Если же вы – счастливый обладатель дорогой и эксклюзивной модели велосипеда, то придется раскошелиться на твердый чехол, который точно не поместится в отделение для ручной клади. В этом случае ваш байк будет ехать в багажном вагоне. Эти варианты хороши для заядлых путешественников, которым часто приходится ездить на поездах с двухколесным другом. Что же делать тем, кому надо единожды перевезти велосипед в поезде? Не покупать же специально для этого дорогой чехол! Конечно же, нет! Но разобрать байк все-таки придется, и сделать это нужно так, как будто у вас есть чехол. А упаковать его можно в самую обыкновенную пищевую пленку, обмотав так, чтобы выступающие детали не травмировали и не пачкали других пассажиров.
Правила провоза
Напомним, в электропоездах можно перевозить велосипед в неразобранном виде в тамбуре при условии, что он не будет мешать другим пассажирам. Что же касается поездов дальнего следования, то байк необходимо подготовить к перевозу, предварительно разобрав его. Транспортировать велосипед можно в отделении для ручной клади, в тамбуре или в багажном отделении. Здесь уже нужно смотреть по обстоятельствам. Как показывает жизненная практика, иногда проводники даже не проверяют билеты на велосипед. Но для успокоения совести лучше все-так приобрести разрешительный документ. Кроме того, если у вас дорогой велосипед и провозить его вы будете в багажном отделении, то в случае его повреждения вы сможете потребовать компенсацию. Тем более, что стоимость билета для байка не такая уж и большая.
Перевозка в разных видах вагонов
Известно, что вагоны в поездах делятся на 3 типа: общий, плацкарт и купе. Общий вагон, где пассажирам предоставлены сидячие места, отлично подходит для провозки велосипеда. Такой вариант хорош для путешествия на небольшое расстояние. В этом случае байк можно расположить в тамбуре или поместить на верхнюю полку. Но помните о том, что он не должен мешать другим пассажирам и в случае резкого торможения поезда не должен никому свалиться на голову.
В плацкартном вагоне транспортировать велосипед тоже удобно. В ходе опытного эксперимента группе туристов удалось выяснить, что на верхних полках легко умещается 6 велосипедов в разобранном и упакованном виде. Также велик можно разместить поперек прохода, зафиксировав его веревкой. Но в таком положении байк может закрывать осветительные приборы, поэтому предварительно стоит спросить согласия у проводника и пассажиров.
В купе перевозить велосипед неудобней всего. Во-первых, полки гораздо меньше, а во-вторых, они очень часто заняты бельем. Кроме того, компактно и надежно транспортировать велосипед можно только в полках над общим коридором. Можно, конечно, попросить проводника подержать в своем купе ваш байк, но за это придется заплатить. Поэтому, если вы планируете брать с собой двухколесный транспорт, лучше покупать билет в плацкартный или общий вагон.
Цена вопроса
Стоимость билета на велосипед сравнительно небольшая. Поэтому, чтобы ваша совесть была спокойной, лучше приобрести разрешительный документ. Тут есть один очень приятный момент: если габариты упакованного велика и его вес (до 36 кг) вписываются в параметры ручной клади, то доплачивать за багаж не придется. Если же размер превышает допустимое значение, то придется оплатить квитанцию. Как правило, пассажир, купивший билет на поезд, может проследовать в кассу, минуя очередь, чтобы оплатить багаж. Можно сделать ход конем: купить два билета и «посадить» байк на соседнее место. При этом, конечно же, постарайтесь разместить его так, чтобы он не запачкал сиденья и вагон. В противном случае придется вести неприятный диалог с проводницей.
Перевозка велосипеда через границу
Подобная необходимость возникает крайне редко, но, тем не менее, заядлым путешественникам данная информация может оказаться полезной. Перевезти велосипед в поезде через границу не сложно, если есть все необходимые документы:
- Технический паспорт (а вдруг вы краденный велик через границу везете?).
- Квитанция об оплате багажа (если габариты и вес байка не вписываются в параметры ручной клади).
- Страховка (если у вас дорогой велосипед или вы просто беспокоитесь о его сохранности).
По сути, проблем с перевозкой велосипеда через границу возникнуть не должно. Единственное, к чему следует быть готовым – это к требованию таможенников выйти из поезда со всем багажом для досмотра. Что поделать, придется таскаться с великом – таковы правила.
Заключение
Как видите, правила перевозки велосипеда в поезде не категоричны и вполне лояльны. Если вы собираетесь на дачу и вам нужно проехать буквально несколько остановок на электричке с байком, то покупать билет нет никакого смысла. Но с другой стороны, это копейки, которые обеспечат вам спокойствие и неприкосновенность со стороны проводника. Что же касается поездов дальнего следования, то здесь провоз велосипеда зависит от типа вагонов. В любом случае, байк желательно разобрать и упаковать так, чтобы он не создавал препятствий на пути других пассажиров.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.