Как показывает статистика, с приходом тепла увеличивается количество ДТП с участием велосипедистов. А все потому, что товарищи водители не соблюдают правила дорожного движения, руководствуясь тем, что велосипед не является транспортным средством. Так ли это на самом деле? Давайте не будет изобретать колесо, а заглянем в официальный документ и выясним, является ли велосипед транспортным средством. А здесь черным по белому написано, что байк, как раз-таки, — ТС, оснащенное двумя колесами, и движущееся благодаря мускульной силе.
Определение транспортного средства по ПДД
На самом деле не все так просто. Большинство велосипедистов не считают себя полноправными участниками дорожного движения, поэтому и ведут себя как пешеходы, несмотря на то, что управляют транспортным средством. А вот здесь можно провести четкую линию, которая определяет, когда велосипедист становится пешеходом, а когда водителем. Итак, если вы ведете велосипед в руках, вы — пешеход. Если вы сидели в седло, то превратились в водителя. От этого и нужно плясать. Соответственно, если вы управляете велосипедом, то должны и подчиняться правилам дорожного движения для автомобилистов (ехать в одном потоке, пересекать перекрестки в соответствии с ПДД, а также не создавать аварийных ситуаций на дороге и т.д.).
Есть еще одно важное уточнение в ПДД, касающееся водителей велосипедов. В частности, всех участников дорожного движения можно разделить на три категории:
- непосредственно сам водитель;
- транспортное средство;
- механическое транспортное средство.
У байка двигателя нет. Соответственно, велосипед не является механическим транспортным средством. Но это еще не значит, что человек, управляющий им, не должен подчиняться ПДД. Велосипедист имеет непосредственное отношение к правилам, которые касаются оставшихся категорий.
Обязанности велосипедиста на дороге
Первое и самое главное правило – четко соблюдать ПДД и не создавать аварийных ситуаций на дороге. Кроме того, велосипедист должен передвигаться по специальным пешеходным или велосипедным дорожкам, обочинам или тротуарам. Водители байка могут двигаться в общем потоке по автостраде с 14-летнего возраста. Но при этом нужно придерживаться той же скорости, что и автомобили. Соответственно, человек, управляющий велосипедом, должен пересекать перекрестки, перестраиваться в другие полосы и поворачивать в соответствии с ПДД. Других участников дорожного движения нужно предупреждать о своих маневрах: в частности, показывать поворот, вытянув руку в соответствующую сторону.
Есть определенные обязанности, касающиеся непосредственно самого велосипеда. Так, у ТС должны быть исправлены тормоза, работать звуковой сигнал, а также стоять катафоты и светоотражающие элементы. На велосипеде спереди должен быть установлен фонарик белого цвета, а сзади – красного. Перевозить ребенка нужно в специальном сиденье.
Запреты для велосипедистов
В официальном документе есть раздел, касающийся запретов для велосипедистов. Все они сводятся к тому, что человек, управляющий транспортным средством, не должен создавать препятствия для других участников дорожного движения. Вот основные его положения:
- Велосипедист не имеет права ехать, отпустив руль (нужно держать его хотя бы одной рукой).
- Пересекать проезжую часть по зебре на велосипеде (это пешеходная зона, поэтому можно слезть с байка и вести его в руках).
- Перевозить груз, выступающий более, чем на 1,5 метра в любую сторону.
- Управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения.
Учитывая тот факт, что велосипед является транспортным средством по ПДД, можно догадаться, что сотрудники ГИБДД могут остановить водителя, составить протокол в случае нарушения ПДД, а также выписать штраф, соответствующий тому или иному пункту.
Штрафы
Несмотря на то, что штрафы для велосипедистов не столь велики, как для водителей автомобилей, например, неоднократное привлечение к административной ответственности не сулит ничего хорошего. Так, за управление двухколесным ТС в нетрезвом виде водителю грозит штраф от 1000 до 1500 рублей. Примерно такую же сумму придется выплатить, если велосипедист создал препятствия для движения автомобилей. Причинение вреда здоровью по вине велосипедиста —1000-1500 рублей.
Рекомендации
Если уж вы решили стать полноправным участником дорожного движения, то стоит прислушаться к советам и рекомендациям профессиональных велосипедистов, которые катают на байках далеко не первый год:
- Купите нормальную резину. Если вы чаще всего ездите по асфальтированной или хорошо утрамбованной грунтовой дороге, то покрышки с гладкой поверхностью в центре и зубцами на краях станет оптимальным вариантом. Вы сразу же заметите, как изменится поведение велосипеда на дороге.
- Удобное седло. Когда вы проводите на велосипеде достаточно много времени, то комфортная посадка становится немаловажным фактором.
- Сцепление педалей и обуви. Здесь нужно выбрать либо хорошие кроссовки, либо сменить педали. Профессиональные гонщики раньше закрепляли стопу ремнями, чтобы не соскакивала нога. Сейчас без труда можно купить специальные кеды, которые обеспечивают оптимальное сцепление с педалью.
И не гоните. Это только в начале хочется проехать с ветерком. Надолго вас не хватит: через пару километров организм устанет и вы не получите должного удовольствия от покатушек. Катайтесь с умеренной скоростью.
Заключение
Мы выяснили, что велосипед по закону является транспортным средством. Хотим мы этого или нет, но сев в седло, мы становимся полноправными участниками дорожного движения, которые должны выполнять соответствующие требования и уважительно относиться к другим водителям, дабы не допустить возникновения аварийных ситуаций на дороге.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.