Несмотря на то, что двухподвесный велосипед предназначен для профессиональных спортсменов и любителей экстрима, модели именитых производителей уже появляются на городских улицах. Такие двухподвесы не отвечают критериям спортивной езды, но привлекают покупателей внешним видом и усложненной конструкцией. Велосипедист получает больше комфорта на разбитых тротуарах, не ощущает толчки и удары на бездорожье.
На международной выставке двухподвесных велосипедов в Баден-Вюртемберге байки Sesta получили престижную премию Eurobike awards. Стоят они очень дорого, а попробовать прокатиться на «тигре» хотят многие. Даже если не стоит вопрос о покупке, любопытно узнать: что же особенного в велосипедах стоимостью настоящего автомобиля.
Что такое двухподвесный велосипед
Многорычажные «крутые» горные байки создавались для эксплуатации в экстремальных ситуациях, выходящих за рамки привычной обстановки. Дополнительные амортизаторы, технические особенности исключают потерю сцепления обоих колес в опасных для жизни обстоятельствах и придают плавность движению. На вопрос, для чего нужен двухподвесный велосипед, ответили профессионалы. Даунхилл, кросс-кантри, фрирайд, дерт − малый перечень стилей катания, где используются качественные двухподвесные байки.
Например, езда по сложным трассам с использованием природных и искусственных препятствий требует прочной рамы, передней и задней подвески большого хода. На двухподвесных велосипедах преодолевают крутые склоны, обрывы, совершают прыжки на повышенной скорости. Именно на них каскадеры многочисленных фильмов выполняют головокружительные трюки. Для скоростного спуска (даунхилла) с резкими поворотами, торчащими камнями и корнями деревьев, используют двухподвесы с гидравлическими дисковыми тормозами.
Благодаря потребительскому спросу разработанные для спортсменов конструкции разделили на две разновидности двухподвестных велосипедов: профессиональные и прогулочные виды. Первые используют гонщики и любители экстремальных видов спорта. Вторые предназначены для городского, дачного, туристического катания с несложными трассами. Значительная часть населения приобретает велобайк из-за внешней привлекательности. Поэтому изготовители стараются выпускать бюджетные двухподвесы с броским дизайном. В любом случае главная особенность двухподвесного велосипеда − горный стиль катания.
Интересный факт! Первый велосипед двухподвес изобрели для детей, чтобы ребенок не подскакивал на кочках и уверенно ехал по дороге. Амортизаторы устанавливали под сиденьем для обеспечения мягкой посадки.
Конструкция байка
Устройство с двумя амортизаторами называют двухподвесным велосипедом. Это значит, что к традиционной передней вилке добавили задний амортизатор для сглаживания неровностей дороги и увеличения комфорта гонщика. Дополнительный элемент к раме усложняет конструкцию и вес байка. Для улучшения дизайна и упрощения механизма изобретатели придумали софт-тейлы. В отличие от хардтейлов с одним амортизатором, конструкция обеспечивает лучший контакт колес с любой дорогой, смягчая удары.
Функциональная структура спортивных двухподвесных велосипедов:
- два амортизатора;
- обязательное наличие дисковых тормозов;
- особая геометрия рамы;
- отдельно смонтированный задний треугольник;
- успокоитель цепи;
- отсутствие крыльев, багажника и других аксессуаров.
Отличие городских версий от профессиональных двухподвесов:
- амортизаторы укороченного хода;
- материалы пониженной прочности, используемые при изготовлении рамы;
- обвес с начальным уровнем;
- яркий дизайн.
Для того, чтобы разобраться в байках, принято условное деление, представленное в таблице.
Категория | Особенность конструкции |
---|---|
Софт-тейл (в переводе − мягкий хвост) | Встроенный в задний треугольник амортизатор с малым ходом Некоторые виды двухподвеса собраны без амортизаторов Конструкция совмещает качественные характеристики двухподвесов и эффективность хардтейлов |
Full Suspension (с англ. − полная подвеска) | Максимальная жесткость рамы кросс кантрийного двухподвесного велосипеда Качество амортизирующих механизмов Контактные педали со специальной обувью |
Фрирайдный (свободная езда) | Особая система задней подвески с ходом около 200 мм 10-20 скоростей 2 передние звезды Дисковые тормоза с гидравлическим приводом Широкие покрышки |
Даунхильный (прародитель двухподвесных велосипедов) | Похож на кроссовый мотоцикл с отсутствием двигателя Большой ход амортизаторов Широкие покрышки с тракторным протектором Мощная рама Гигантская передняя вилка |
Виды подвесок
При использовании двухподвесных велосипедов типы подвесок стали многое значить для гонщиков.
Элемент конструкции выполняет три функции:
- Поддерживает сцепление колес с дорогой.
- Улучшает тягу.
- Смягчает удары при езде по сложным трассам.
Выделяют два типа подвесок: пружинный и пневматический. На дешевых вилках применяются эластомеры. Производители стараются разнообразить подвески двухподвесных велосипедов. Однако все сводятся к четырем видам:
- Единый задний треугольник.
- Плавающая подвеска.
- Многорычажные.
- Консольные.
Амортизатор переднего колеса − вилка, аналогичная хардтейлу. Производители работают над совершенствованием конструкций заднего колеса, чтобы обеспечить баланс между мягкостью и эффективностью подвески. Пример сложного технического решения − кросс кантрийные двухподвесы.
Дорогие велосипеды обеспечивают:
- отличную амортизацию;
- надежное сцепление с дорогой;
- минимальные потери при раскачке;
- легкий вес, снижающий нагрузку при затяжных подъемах.
Чем больше ход вилки, тем надежнее контроль за байком на неровностях и сильнее амортизация при ударах.
Единый задний треугольник
Среди всех типов двухподвесных велосипедов эта подвеска представлена вариантами разновидностей. Конструкция крепится к раме через последовательность маятников, присоединенных шарнирами. Задний маятник напрямую не соединяется с амортизатором.
Гонщик Боб Гирвин запатентовал свингарм, который дал толчок к массовому появлению двухподвесного велосипеда. Двухподвесное устройство снижает давление на цепь и звездочки, снимает негативный эффект раскачивания, характеризуется малой отдачей на педали. URT − дорогой тип подвески, который требует качественные амортизаторы при усиленной нагрузке. Из-за массивных маятников при катании стоя достоинства пропадают. Конструкция постепенно уходит с рынка.
Плавающая подвеска
Аналог треугольника унаследовал плюсы и минусы предыдущего «собрата». Особенности самого дорогой разновидности подвески:
- Использование на профессиональных двухподвесах.
- При педалировании снижение раскачки.
- Каретка устанавливается между основной рамой и задним маятником специальным шарниром.
- Отсутствие отдачи на педали.
Многорычажные
Популярный вид конструкции подразделяется на 2 вида:
- Устройство с одним рычагом (мото-маятники).
- Четырех рычажные подвески (например, горные двухподвесные велосипеды Giant и Specialized).
При изготовлении первых двухподвесов маятник сразу закрепляли к раме по одной оси. Устройство сглаживало неровности, но создавало сильную раскачку и малый ход.
При многорычажных подвесках заднее колесо соединяется с рамой набором шарниров и рычагов. Приспособление создает хорошую амортизацию, надежное торможение, большой ход. Особенности устройства: имеет два места крепления колеса без определенного центра вращения. Благодаря этому свойству подвески райдер реагирует даже на незначительные неровности и добивается мягкости хода.
Консольные
Устройство двухподвесной модели отличается функциональной и конструктивной бесхитростностью. Консольные (кантилеверные) подвески собраны из простого заднего маятника, который крепится к раме и амортизатору одной осью без использования соединительных рычагов. Ход − 200 мм. Особенность конструкции − расположение единственного шарнира. Консольный тип появился при выпуске первого горного двухподвесного байка. Конструкция не получила развития, а изготовители стали использовать другие подвески.
Преимущества и недостатки
Лидер среди производителей двухподвесных велосипедов, швейцарская компания Scott, выпускает байки, принесшие победы на кубках мира. Конструкции двухподвесов отличаются дизайном и техническими характеристиками. Но на рынке появились и недорогие велосипеды. Перед тем как выбрать подходящую модель, нужно знать плюсы и минусы двухподвесных велосипедов.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Устойчивость при любых условиях | Стоимость |
Экономия сил в преодолении препятствий | Частые ремонты недолговечной конструкции |
Хорошая управляемость на склонах и бездорожье | Низкий КПД |
Снижение нагрузки на позвоночник, суставы, руки | Спортивное назначение |
Внешний вид | Повышенные требования к качеству деталей |
Сцепление заднего колеса с дорогой | Вес двухподвеса |
Хорошие результаты райдеров в любых соревнованиях | Сложность выбора модели |
Рекомендации по выбору двухподвеса
При покупке двухподвесного велосипеда предпочтение отдают известным производителям (Scott, Cannondale, Specialized). Для езды по городу выбирают бюджетный вариант. Например, модели фирмы Giant. Главная рекомендация от профессионалов — не экономить при выборе спортивного байка.
Если в магазине нет обученных консультантов, изучают следующие элементы:
- конструкция и надежность подвески;
- прочность материала рамы и рычагов (предпочтение отдают гибким, прочным рамам из карбона или алюминия);
- компоновка трансмиссии;
- вес модели;
- размер колес (от диаметра шин зависит чувствительность к неровностям, камням и ямам);
- ход вилки;
- качественная амортизация должна работать как сзади, так и спереди двухподвеса;
- не рекомендуется покупать модели со складной рамой.
Для новичков, решивших попробовать спортивный стиль езды, рекомендуют приобретать двухподвесную модель стоимостью не ниже 300-500$. Нужный совет: те, кто хочет надолго пересесть на спортивный двухподвес, должны выложить не менее 1000$. Иначе есть риск купить «муляж» двухподвесного велосипеда.
При изучении подвески учитывают, какой стиль катания выбрал велосипедист. Кросс-кантрийные байки характеризуются ходом заднего колеса от 25 до 100 мм. Фрилайдные − 100-200 мм. Даунхильные − 150-300 мм. Большое значение имеет вес райдера. Чем больше килограммов, тем сильнее просядет подвеска.
Заключение
Мощный двухподвесный велосипед − лучший выбор для профессиональных спортсменов и любителей почувствовать выброс адреналина в кровь. Для сторонников городской езды и туристов байк с ярким дизайном станет надежным транспортным средством, открывшим все свои достоинства.

Велолюбитель и по совместительству автор статей. Занималась велоспортом.
Уже за столько лет многие умеют им пользоваться и ездить.
Из плюсов отмечу, что легче управлять чем тяжелым мопедом или мотоциклом тоже из двух колёс.
Велосипед примечателен тем, что легкий.