В чем отличие между циклокроссом, шоссейником и гравийником
Отличия между циклокроссом, гравийником и шоссейником

Отличия между циклокроссом, гравийником и шоссейником

Отличия между циклокроссом, гравийником и шоссейником
СОДЕРЖАНИЕ
0
347 просмотров

Многообразие моделей велосипедов позволяет выбрать каждому транспорт с учетом особенностей катания и личных предпочтений. Недавно байки, которые отличаются более спортивным дизайном, называли «горниками». Сегодня в среде велосипедистов часто можно услышать такие термины, как «шоссейник», «гравийник», «циклокросс» и др. В чем же разница между ними? Сегодня поговорим о том, что лучше: циклокросс или гравийник. Также обозначим основные отличия и особенности данных велосипедов, определим их предназначение.

Циклокросс

Циклокросс

Для начала не мешало бы понять, откуда взялось это странное слово – «циклокросс». Английское слово cyclocross (в сокращенном варианте – CX) дословно переводится как «велокросс» и обозначает «кросс на велосипеде». Непосредственно сама спортивная дисциплина уходит корнями в начало XX века. В 1902 году французский солдат, который был по совместительству еще и любителем езды на велосипеде, Дэниель Гуссо решил провести первый чемпионат Франции по велокроссу.

Суть соревнования: участники должны были добраться из пункта A в пункт B вместе со своим велосипедом, преодолевая кочки, грязь, реки, холмы и буераки. Сегодня специфика спортивной дисциплины немного изменилась: спортсмены двигаются по кольцевому маршруту, но по пересеченной местности.

Учитывая специфику такого соревнования, не сложно догадаться, что рядовой велосипед оставит владельца далеко позади других участников. Соответственно, для велокросса нужен соответствующий велосипед (циклокросс или шоссейник, например), который успешно преодолеет брод и другие преграды на пути спортсмена. Исходя из этого, можно выделить отличительные черты циклокросса.

Циклокросс: особенности

Велосипеды данной категории предназначены для динамичного движения по грязи, рыхлой поверхности, снегу, песку и скользкой траве. Циклокроссы похожи на стандартные шоссейные модели, но только внешними чертами. Что же касается остальных характеристик, то здесь можно выделить следующие особенности:

  • циклокросс ассоциируется с кантилеверными тормозами (похожи на V-brake);
  • улучшенная геометрия, которая обеспечивает максимальную управляемость и маневренность;
  • верхняя труба у большинства циклокроссов отличается характерным изгибом, сделанным для того, чтобы участник соревнования мог легко переносить велосипед на своем плече;
  • кареточный узел расположен выше, чем у других велосипедов.
  • трансмиссия с одной звездой (больше не нужно, поскольку циклокроссам большая скорость ни к чему);
  • зубастая резина для оптимального зацепа с зыбучей поверхностью.

Рамы у циклокроссовых велосипедов изготовлены из алюминия или карбона. Встречаются и стальные изделия, но это, скорее, исключение. Следует отметить, что велокросс – это официальная спортивная дисциплина. Соответственно, велосипед должен соответствовать техническим регламентам Международного Союза Велосипедистов (UCI). В этом плане у конструкторов гревелов и турингов столь жестких ограничений нет.

Читайте также  Велосипед с карданным приводом - особенности, плюсы и минусы

Шоссейный велосипед

шоссейник

Можно с уверенностью сказать, что с данной категорией велосипедов знаком каждый. Их конструктивные особенности обусловлены спецификой использования: велосипеды предназначены для езды на асфальтированных дорогах. Геометрия байка может варьироваться в зависимости от предназначения: есть модели для покорения пологих спусков, для быстрых заездов в условиях ограниченного времени, для продолжительных поездок. Тем не менее, есть некоторые общие закономерности, характерные для всех шоссейных велосипедов:

  • рулевой стакан имеет менее острый угол по сравнению с циклокроссом для обеспечения большей устойчивости на скорости;
  • опущенная каретка;
  • короткая колесная база, чего не скажешь о циклокроссе или гравеле.

Тормозная система шоссейников представлена ободными или дисковыми тормозами. Вилки спроектированы с минимальным грязевым зазором.

Гравийный велосипед или гревел

гревел байк

Философия гревел-байка заключается в том, чтобы впитать в себя лучшие качества endurance-велосипеда, но при этом позволить велосипедисту свернуть с накатанного асфальта на проселочную дорогу, не теряя скорости и комфорта.

У инженеров получилось создать вполне комфортную модель, которая сочетает в себе удобную посадку на широкой туристической резине. Геометрия байка может отличаться, но тенденция сохраняется: каретка, колесная база и угол рулевого стакана – все это находится между параметрами циклокросса и шоссейника. «В чем разница тогда?», – спросите вы. А мы вам ответим:

  • вилки выполнены с учетом большого грязевого зазора, предусматривают установку резины диаметром до 42мм;
  • гравийные велосипеды комплектуются колесами 650b, что обеспечивает дополнительное пространство для вариаций при выборе более широких покрышек;
  • наличие креплений для вещей велосипедиста (под бутылки, насосы, сумки и прочий багаж)

В отличие от циклокроссовых, гравийные велосипеды более гибкие в плане конструктивных особенностей и геометрии. Нет, это не значит, что они гнутся направо и налево, просто циклокроссы предназначены для езды в жестких условиях, а гравийники имеют возможность ехать как по асфальтированной, так и по грунтовой дороге.

Отличительные особенности гравийных велосипедов:

  1. незначительный вес (в среднем, гревел весит около 12 кг);
  2. универсальность (это полноправные легковесные вездеходы);
  3. современная конструкция (как правило, гравийные велосипеды укомплектованы дисковыми тормозами и универсальными покрышками);
  4. маневренность (достигается за счет малой колесной базы);
  5. надежность.

Гревел-велосипед – это универсальный байк, на котором можно смело отправляться в путешествие, ведь он одинаково хорошо едет по асфальту и пересеченной местности.

В чем разница

Отличия между циклокроссом, гравийником и шоссейником

По сути, гревелы – это улучшенные версии циклокроссов с более комфортными геометрическими характеристиками и дисковой тормозной системой для динамичной езды. Кажется, появилась некая определенность, позволяющая понять, чем циклокросс отличается от гравийника: есть разница между геометрией, покрышками, тормозной системой. С одной стороны, так. Но с другой, некая путаница все еще есть и на первый взгляд сказать конкретно, чем отличается циклокросс от шоссейника или гревела сложно. Давайте разбираться вместе.

Читайте также  Велосипед с бензиновым двигателем - особенности и советы

Тормоза

У всех трех категорий (циклокросс, гревел и шоссейник) должны быть разные тормоза. На шоссейниках – клещи, на циклокроссе – кантилеверы, на гравийниках – дисковые. По крайне мере, так было задумано производителями.

В настоящее время циклокроссовые и гравийные велосипеды выпускают только с дисковыми тормозами, за исключением некоторых производителей, которые производят штучные экземпляры велосипедов на кантилеверах. Стоит отметить, что шоссейные байки также постепенно переходят на дисковые тормоза, но некоторые модели предусматривают установку классических ободных клещей.

Все это говорит лишь о том, что по тормозному принципу отличить три категории велосипедов очень сложно.

Колеса

колесо велосипеда

Во всех трех категориях велосипедов используется 28-дюймовые обода, но разная резина. У циклокроссовых моделей она, пожалуй, самая зубастая. Золотая середина – гравийные колеса с в меру агрессивным протектором. Самая гладкая резина у шоссейников.

Обращать внимание на покрышки имеет смысл в магазинах. Что же касается реальной жизни, то никто не запрещает устанавливать слики на циклокросс, из-за чего принципиальная разница пропадает.

Диаметр покрышек

Шоссейники предназначены для тонких колес, а это значит, что и размер самой большой резины ограничен геометрическими параметрами передней и задней вилок. На шоссейных моделях они всегда самые узкие.

Что же касается циклокросса и гравела, отличия практически не ощутимы. Шоссейным моделям хорошо заходит резина не более 30 мм. Циклокроссы и гравийники обычно только стартуют с этой отметки.

Геометрия рамы

Разумеется, покрышки, колеса и тормоза не могут быть с принципиальными отличиями. А как насчет угла наклона рулевого стакана? Может быть он станет решающим показателем? Да, он разный в компании Specialized, но у Giant все три категории имеют абсолютно одинаковый угол наклона рулевого стакана. Поэтому данный параметр тоже нельзя назвать основополагающим, но его можно брать в качестве фактора, позволяющего отличить все три категории.

Что же касается кареточного узла, то и здесь отличия некоторые есть. Высота кареток имеет большое значение, если рассуждать о степени проходимости того или иного велосипеда. Но увидеть отличия можно лишь тогда, когда все три велика будут стоять рядом на одинаковой резине. То есть, почва для выводов достаточно нестабильная.

Читайте также  Велосипеды Стерн - описание, плюсы и минусы бренда

Трансмиссия

Трансмиссия велика

Об этом много не скажешь, поскольку исключительно гравийный, например, групсет появился совсем недавно у компании Shimano под индексом GRX. До этого момента велосипедисты пользовались смесью МТБ и шоссейных групсетов либо только шоссейными. Даже если вы увидели на борту Shimano GRX, это еще не значит, что перед вами гравийник. Возможно, это циклокросс. Поэтому четкие грани стираются и здесь.

Что же получается? Принципиального отличия между циклокроссом, шоссейником и гревелом не существует? По сути, так оно и есть. Но если учитывать все вышеперечисленные параметры, то вы вряд ли ошибетесь.

Рецепт идеального велосипеда

Инженеры и конструкторы велосипедной индустрии не сидят сложа руки. Постоянно появляются новые модели, прочные и легкие рамы, улучшаются аэродинамические свойства и т.д. В результате получаются те категории велосипедов, которые соответствуют требованиям покупателей в большей степени.

Тем не менее, найдутся велосипедные гурманы, которых не устраивает шоссейник, им не очень нравится гравийник и чуть-чуть не дотягивает до совершенства циклокросс. Так каким же должен быть идеальный велосипед? Изучив отзывы спортсменов и велолюбителей, мы пришли к следующему выводу:

Чтобы получить идеальный велосипед, нужно взять легкую циклокроссовую раму, чуть-чуть модернизировать ее, чтобы уместить полноразмерные крылья и широкую покрышку, но при этом оставить зазор. ETT рамы для вертикальной посадки чуть короче, а для более плавного управления сделать углы рулевой колонки более мягкими. Длину заднего треугольника сделать максимальной, как у турингов. Наличие отверстий для багажника и крыльев. Кассета на 11 скоростей, руль в форме бараньих рогов, только дисковые тормоза и главное – широкая и мягкая резина, которая одинаково хорошо ездит и по асфальту, и по грунту. Вот и все – идеальный велосипед готов.

Разумеется, производители стараются усовершенствовать каждую модель, чтобы удовлетворить запросы покупателей.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что принципиальных отличий между шоссейником, гравийником и циклокроссом нет. Параметра, который проводит четкую грань между тремя категориями, не существует. Но с учетом основных факторов (трансмиссия, покрышки, тормоза, геометрия рамы и т.д.) определить, где шоссейный велосипед, а где типичный представитель циклокроссовой группы, можно.

Комментировать
0
347 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять