Велосипед изобрели еще в середине XIX века. Активно его использовать начали где-то в середине 60-х годов прошлого столетия, когда людям нужно было преодолевать большие расстояния. Примерно в это же время отечественные конструкторы представили вниманию широкой аудитории велосипед с бензиновым мотором. Советская разработка должна была максимально упростить использование двухколесного транспорта.
В Советском Союзе такие велосипеды называли «дырчики», поэтому жителям постсоветского пространства они должны быть знакомы. Эпоха СССР ушла, а вместе с ней и прекратилось производство бензиновых двигателей для велосипеда. Рынок заполонили дешевые двухтактные импортные моторы из Китая, которые и по сегодняшний день занимают лидирующие позиции на рынке.
История возникновения
Впервые бензиновый мотор для велика был изготовлен на заводе «Красный Октябрь». Там же и было налажено масштабное производство для массовых потребителей. Фабрика выпустила десятки миллионов бензиновых двигателей категории «Д», которые позволяли развивать рекордную для того времени и соответствующего транспорта скорость 80 км/ч. Более того, при ДОСААФе регулярно организовывались соревнования на бензиновых велосипедах. Разумеется, такой велосипед открывал большие возможности для своего владельца: там, где не проедет обычный велик – легко пройдет байк с бензиновым мотором.
Инновация приглянулась велосипедистам, и уже очень скоро так называемые веломопеды стали распространенным явлением. На них удобно было ездить на рыбалку, на дачу, по грибы – проходимость великолепная, что было на руку советским гражданам. Со временем к советскому производству веломоторов присоединились французы – так был налажен выпуск двигателей под маркой «МотоБекан».
Сегодня наиболее известным и востребованным производителем велосипедов с бензиновым двигателем является китайский завод Forester. Компания занимается производством велосипедов с двигателем мощностью до 4,5 лошадиных сил. Надо сказать, что продукция китайских умельцев находится во вполне доступном ценовом сегменте – новый байк можно купить за 30-35 тысяч рублей.
Особенности велосипедов с бензомотором
По сути, это некая альтернатива скутеру и обычному велосипеду. На раму транспортного средства крепится двигатель – чаще всего это двухтактный мотор мощностью в 1 лошадиную силу. Мощность может быть больше, но не превышать 4,5 л.с. Объем камеры внутреннего сгорания составляет 45-50 см кубических, что не позволяет отнести мотопеды к категории мотоциклов.
Понятно, что установкой одного лишь мотора на раму велосипеда дело не ограничивается. Конструкция предполагает наличие глушителя, бензобака, редуктора, рычага сцепления и рукоятки газа. В топливный бак велосипеда вмещается около 1,5 литра бензина. «Кушает» такой транспорт немного – примерно 2 литра на 100 км. Топливо перед использованием разбавляют моторным маслом, количество которого непосредственно зависит от «стажа» работы двигателя.
Мотор на велосипедной раме может располагаться по-разному. Так, на старых моделях сверлили трубу, в результате чего расположение двигателя было неудобным. Сегодня современные модели оснащены специальными креплениями, позволяющими установить мотор, не нарушая целостность конструкции. При этом установка силового узла абсолютно не мешает велосипедисту и не вынуждает менять конструкцию байка. На некоторых мотопедах двигатель можно обнаружить на одном из колес.
Кстати, некоторые велосипедисты с легкостью усовершенствуют своих железных коней, устанавливая самостоятельно моторы. В частности, такие мощные двигатели, как «Весна-20» или «Фрикцион» легко установить даже на трехколесные велосипеды, предназначенные для пожилых людей.
Важная особенность таких байков заключается в том, что продолжить движение можно даже без работающего двигателя – просто вращая педали как обычно. Но порой бывают ситуации, когда без посторонней помощи не обойтись. Например, подъем в гору – здесь весьма пригодится помощь нескольких «лошадок».
Виды
Представленная классификация мотопедов сделана с учетом типа двигателя и сцепления, которыми оснащено транспортное средство. Здесь следует учитывать два параметра:
- На современные модели ставят двух- или четырехтактные двигатели. Первые отличаются экономичностью, незначительной мощностью и приемлемой стоимостью – подходят для неспешной езды по относительно ровной поверхности. Четырехтактные моторы являются более мощными, позволяют развить большую скорость и в то же время потребляют относительно немного топлива.
- Способ передачи крутящего момента колесу и компоновка мотора – второй критерий.
По способу крутящего момента мотопеды бывают двух видов:
- Модели, оснащенные двигателем с дисковым сцеплением. Мотор находится над кареткой педалей в рамной развилке, соединен с задней ведомой звездой цепью. Рукоятка сцепления размещена на руле с левой стороны. Подобные модели можно завести с буксира, но в то же время они требуют установки дополнительного оборудования (топливный бак, рукоятка сцепления и щиток).
- Модели с центробежным сцеплением. Моторы данного типа сконструированы по типу моноблока, который включает в себя топливный бак, глушитель, сцепление и храповый механизм запуска. Несмотря на большое количество сложных узлов, такая конструкция оказывается достаточно компактной и маловесной. Центробежное сцепление позволяет запустить двигатель одним лишь нажатием на ручку газа. Тумблер глушения мотора позволяет остановить велосипед. Рукоятки сцепления в таких моделях нет. Одним из главных плюсов таких моделей является простота управления. Что же касается недостатков – высокий уровень шума.
О последних моментах стоит поговорить отдельно. Кто-то не видит весомых достоинств велосипеда с бензомотором. А кто-то уже давно оценил их качества и с удовольствием катается.
Преимущества и недостатки
Споры по поводу целесообразности установки бензинового двигателя на велосипед не утихают по сей день. Кто-то ценит подобную технику за то, что для движения необходимо прилагать минимум усилий, да и подъемы в гору теперь проходят гораздо легче и быстрее. Рассмотрим и другие достоинства:
- Нет необходимости постоянно крутить педали. Двигатель обеспечивает хорошую тягу фактически на любой поверхности.
- Если соблюдать рекомендации производителя и правильно ухаживать за транспортным средством, можно получить в итоге весьма продолжительный срок эксплуатации. Срок службы бензинового мотора составляет как минимум 10 лет.
- Простое устройство механизма. Двигатель двухтактный, а это значит, что его легко перебрать, почистить и заменить при необходимости какие-либо элементы. Устранить проблему сможет даже неопытный человек, который ни разу до этого момента не имел дело с силовыми агрегатами.
- Малый расход. Поскольку большинство двигателей маломощны, то и расходуют они всего 2000 мл топлива на 100 км.
- Некоторые модели оснащены переключаемой трансмиссией. Это качество позволяет получить на выходе еще большую скорость, не прибегая к каким-либо конструктивным метаморфозам.
- Движение можно продолжить, даже если кончился бензин или в дороге возникли какие-либо неполадки с двигателем – никто не запрещает крутить педали и передвигаться, как на обычном велосипеде.
- Есть дополнительный функционал. Как правило, современные велосипеды с бензомотором комплектуются генератором, от которого работает задняя и передняя фара. Оснащены они еще спидометром, набором крыльев и другими аксессуарами.
- Небольшой вес. В среднем, сухой вес велосипеда с бензиновым двигателем составляет около 30 кг.
Казалось бы, лучше техники не найти, но не тут-то было. Есть у подобных великов существенные минусы. Их немного, но их присутствие нельзя не заметить:
- Отсутствие нормальной трансмиссии. Особенно это ощущается, когда приходится отключать двигатель и вращать педали традиционным образом.
- Шум. Если вы любите спокойно ездить по накатанным лесным дорогам, наслаждаться звуками леса и пением птиц, то с бензиновым двигателем у вас этой возможности уже не будет.
- Отсутствие физических нагрузок. Возможность крутануть ручку газа и умчать вперед — весьма заманчива. Нет необходимости напрягаться, крутить педали, контролировать дыхание и чувствовать приятную усталость в ногах. Здесь уже многое зависит от осознанности водителя: время от времени на ровных участках можно отключить мотор и обеспечить организму физическую нагрузку, чтобы поддерживать тонус.
И, пожалуй, самый главный и существенный недостаток, который нельзя оставить без внимания, – бывший до этого экологически безопасный транспорт становится тем же источником вредных выбросов и токсичных газов.
Рекомендации по выбору
Итак, если вы все-таки решили купить велосипед, следует обратить внимание на ряд важных моментов:
- Трансмиссия. На большинстве мотопедов установлена обычная постоянная передача, то есть изменить скорость движения при одинаковой мощности мотора невозможно. Поэтому, если вы планируете преодолевать большие расстояния, имеет смысл поискать модель с трансмиссией.
- Диаметр колес. Оптимальный размер 26 дюймов. Такие колеса обеспечивают хорошую проходимость. Кроме того, найти на них запчасти не составит особого труда.
- Редуктор. Наиболее предпочитаемой является модель с понижающим редуктором, которая отличается достаточным передаточным отношением 5:1. Это наиболее надежные и удобные механизмы.
- Двигатель. При выборе следует ориентироваться на продукцию известных брендов, которые сумели заработать хорошую репутацию. Если выбираете бюджетную китайскую модель, сделайте пробный запуск мотора, позволив ему поработать вхолостую. Если не показались пятна и потеки топлива – значит, двигатель собран достаточно хорошо.
Стоимость велосипедов с бензиновым двигателем варьируется в пределах от 15 до 40 тысяч рублей. Например, велосипед Forester GMG (выпускается с одноцилиндровым мотором модификаций F50 и F80), укомплектованный сухим фрикционным сцеплением, защитным кожухом и топливным баком вместительностью 4 литра, обойдется примерно в 32 тысячи. Но с рук точно такая же модель будет стоить значительно дешевле.
Заключение
Бензиновый мотор требует регулярного внимания и соответствующего ухода. Впрочем, как и любой другой сложный механизм. Стоит отметить, что есть и другие виды силовых агрегатов, которые можно установить на велосипед, – это электрические двигатели и моторы, работающие на газу.
Моторизированные велосипеды являются комфортным средством передвижения, позволяющим преодолевать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Учитывайте, что наличие такого агрегата требует регистрации в соответствующих органах и наличие водительского удостоверения.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.