Велосипеды, пользовавшиеся популярностью в эпоху Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Некоторые модели уже давно канули в лету, а другие по сей день продолжают оставаться гордостью коллекционеров и поклонников раритетной техники. Велосипед «Десна» в свое время был желанным трофеем любого школьника и взрослого человека. Складная конструкция и надежность механизмов сделали свое дело – на протяжении многих десятилетий велосипед «Десна» оставался в числе лидеров продаж.
Впрочем, обо всем по порядку. Сегодня объектом нашего внимания станет советский велосипед «Десна». Мы расскажем о заводе, где выпускалась достаточно качественная продукция, а также поговорим о технологиях, которые использовались советскими инженерами для создания добротного транспортного средства. Мы совершим небольшую экскурсию и узнаем историю велосипеда «Десна». Кто производитель? Начнем обзор с ответа на этот вопрос.
История велобренда «Десна»
Она началась с завода по переплавке чугуна – в начале 70-х годов XIX столетия в Жуковке появилась первая в Российской империи маленькая фабрика. Предприятие того времени выполняло услуги по снабжению и строительству железных дорог. В годы Первой мировой войны чугунная фабрика наладила выпуск повозок для пулеметов (тех самых знаменитых «тачанок»).
В 1927 году заводик в Брянской области освоил производство обозов, которые со временем стали основной продукцией. Чуть позже политическая ситуация в мире вновь заставила фабрику перепрофилироваться и начать работать на благо армии. В 1941 году завод эвакуировали в Пензенскую область, где рабочие трудились на благо фронтовиков. Вторая мировая война оставила на месте чугунной фабрики одни только руины.
В послевоенное время завод восстановили и наладили там производство сельскохозяйственной техники. Новый этап развития Жуковского завода наступает в 1958 году – начинается производство двухколесного транспорта. Первая «Десна» сошла с конвейера в 1960 году, а спустя 5 лет – миллионный экземпляр этой марки.
Времена перестройки известны каждому человеку, кто застал Советскую эпоху. Это был тяжелый период как для отдельного человека, так и для крупнейших предприятий страны. Однако Жуковский велосипедный завод выстоял времена перестройки, но стал полным банкротом в 2004 году. Производство остановили, оборудование продали – период бездействия затянулся на 4 года.
Второе дыхание завод получил в 2008 году, когда обновленные цеха с современным оборудованием начали снова выпускать надежные и простые велики, доступные каждому жителю страны. Возможности фабрики были расширены – в частности, в 2011 году было запущено собственное трубопрокатное производство, что позволило стать более независимыми от капризных поставщиков.
В 2013 году работники завода смогли освоить роботизированную сварку, в 2015 году запустили автоматизированную линию покраски велосипедов. В это же время Жуковский велосипедный завод стал обладателем новейшего оборудования.
Былую славу завод «Жуковский» приобрел в 2016 году, когда советский бренд «Десна» был возрожден в обновленном виде. На сегодняшний день одно из крупнейших предприятий России по производству двухколесного транспорта выпускает 6 разновидностей велосипедов и более 100 тысяч экземпляров ежегодно.
Технология изготовления
Мы уже упоминали автоматизированные линии покраски и роботизированную сварку, которые применяются при производстве велосипедов «Десна». Но это далеко не все технологии, позволяющие получать в итоге надежные и доступные байки. Основные компоненты конструкции изготавливаются непосредственно на самом заводе – это стальные элементы рамы, пластиковые детали и алюминиевые подвески. Остальную комплектацию поставляют надежные партнеры отечественного предприятия.
Технологии производства проверены годами. Это:
- Дисковая гидравлика. На сегодняшний день это одна из лучших тормозных систем, проверенная огромным числом велосипедистов. Высокая эффективность торможения даже на гладкой поверхности достигается за счет сложного механизма. Управление простейшее – достаточно легкого нажатия на ручку, чтобы велосипед встал, как вкопанный.
- Особенности размещения тросов. Скрытые внутри рамы тросики отличаются более длительным сроком эксплуатации (линии гораздо меньше изнашиваются за счет минимального трения), а также выигрышно сказываются на экстерьере велосипеда.
- Закрытый тип каретки. Городской велосипед «Десна» комплектуется кареткой закрытого (картриджного) типа. Такая особенность позволяет надежно защитить механизм от попадания грязи, воды, песка и других веществ. Кроме того, механизм подобного плана прост в эксплуатации – чистить и смазывать закрытую каретку просто как в теплое, так и холодное время года.
- Безрезьбовая рулевая колонка. Данный компонент является частью конструкции горных велосипедов «Десна» и представляет собой продуманное современное изделие, которое гарантирует полный контроль над байком во время движения.
- Тройной слой лакокрасочного покрытия. Купил новехонький велосипед и спустя год замечаешь, что в некоторых местах краска облупилась, появились трещинки, потертости и другие дефекты. Это вполне обычное явление, но только не для велосипеда «Десна», характеристики которого будут представлены чуть ниже. Качественное прокрашивание обеспечивает не только надежную защиту элементов от ржавчины, но и создает привлекательный глянцевый блеск.
- Увеличенная ширина покрышек. Что нужно для оптимального наката? Хорошая резина. И здесь технологи Жуковского завода проявили предусмотрительность. Велосипеды комплектуются качественными покрышками «Стандарт плюс» с увеличенной до 3 дюймов площадью соприкосновения. Это обеспечивает лучшую амортизацию, устойчивость к проколам, хорошее сцепление с дорожным покрытием. Кроме того, такие покрышки гораздо реже нуждаются в подкачке.
Все эти технологии вкупе с тщательным контролем на каждом этапе производства позволяют создавать по-настоящему качественные и доступные широкому кругу потребителей велосипеды.
Характеристики велосипедов советской эпохи
Во времена СССР модельный ряд продукции не отличался пестротой и разнообразием. Тем не менее в каталоге можно было найти парочку велосипедов, достойных внимания современного райдера. Это были детские и подростковые модели, городские байки и грузовые велосипеды. Специально для пожилых людей завод выпускал трехколесные велосипеды, которые обеспечивали устойчивость транспорта и высокую грузоподъемность. Кстати, сегодня ассортимент велосипедной продукции предлагает массу вариантов для тяжелых велосипедистов и тех, кто предпочитает оставаться активным даже в почтенном возрасте.
Новые модели
Сегодня модельный ряд велосипедов «Десна» представлен следующими категориями байков:
- городские и дорожные образцы;
- горные и складные велики;
- скоростные модели;
- классические экземпляры.
Жуковский выпускает женские, подростковые и мужские модели в различных комплектациях и дизайнерских решениях. Каждый год завод предлагает потребителям обновленные коллекции и улучшенные версии своих топовых моделей. Рассмотрим основные категории:

Десна 2500
- Складные велосипеды. Серия представлена тремя популярными моделями:
- «Десна 2500». Модель характеризуется самым большим диаметром колес – 24 дюйма. Велосипед собирается на 14-дюймовой раме из стали марки Hi-ten. Комплектуется байк защитой цепи, ригидной вилкой, резьбовой колонкой руля, наборной кареткой и ножным тормозом. Оптимальная ширина покрышек (2 см) обеспечивает достойные показатели наката и управляемости. Модель представлена в 7 цветовых вариациях – от строгой черной классики до романтичной лиловой расцветки.
- «Десна 2200». Модель на 20-дюймовых колесах собрана на прочной раме из стали. Велосипед представлен в 5 цветовых вариациях, комплектуется ножным тормозом, алюминиевыми ободьями, пластиковыми педалями, жесткой рулевой колонкой.
- «Десна 2100». Компактный велосипед на 20-дюймовых колесах. Технические характеристики и комплектация соответствуют предыдущей модели. Велосипед отличается стильным внешним видом – двухцветная расцветка приглянется молодым и активным людям, которые стремятся к комфортному перемещению по городу.
- Горные велосипеды. Линейка представлена маневренными байками для взрослых велосипедистов, предпочитающих периодически бороздить разношерстный рельеф. Среди наиболее популярных моделей можно отметить:
- Найнеры на 29-дюймовых колесах, которые особенно ценятся профессиональными райдерами.
- «Десна 2910D» и «Десна 2910MD». Велосипеды выпускаются в различных модификациях: на раме 17, 19 и 21 дюймов. Отличаются и тормозными системами: первая модель комплектуется дисковыми гидравлическими тормозами, вторая – дисковой механикой.
- «Десна 2600». Надежная горная модель, которая выпускается в трех вариациях, отличных друг от друга типом тормозной системы: дисковые, гидравлические и V-brake.
- «Десна 2600V». Модель представляет наибольший интерес со стороны очаровательных велосипедисток. Велосипед укомплектован переключателями и шифтерами от Shimano Tourney, кареткой закрытого типа и безрезьбовой рулевой колонкой.
- «Десна 2610D». Модель, представленная в нескольких вариациях: у механики индекс MD, а у варианта с тормозами типа V-brake приставка соответствующая. Абсолютно все модификации на 26-дюймовых колесах отличаются ярким дизайном и наличием дополнительной комплектации (крылья и багажник). Модель пользуется особым спросом у начинающих райдеров.
- «Десна 2710V». Модель с универсальным размером колес – 27,5 дюймов. Достаточно современное исполнение байка делает его одной из самых популярных моделей отечественного производителя. Байк комплектуется тормозами типа V-brake, достаточно широкими покрышками, стальной задней и передней втулкой, кареткой закрытого типа.
- Подростковые велосипеды. Коллекция байков для начинающих велосипедистов представлена тремя сериями маневренных и компактных велосипедов – это «Феникс», «Спутник» и «Метеор». Ассортимент составляют велики на 20- и 24-дюймовых колесах. Краткая информация о подростковых моделях:>
- «Феникс». Компактные велосипеды с односкоростной трансмиссией, тормозами типа V-brake спереди и ножным механизмом сзади. Горный дизайн и жесткая передняя вилка позволяют юным велосипедистам почувствовать себя в седле настоящего горного байка.
- «Метеор». Еще одна коллекция велосипедов в горном исполнении для активных молодых людей. Велосипед на 24-дюймовых колесах с тормозами типа V-brake или старой доброй механикой.
- Двухподвесные спортивные велосипеды. Линейка представлена пока только одной моделью – «Десна 2620V». Велосипед собран на прочной раме из стали, отличается ярким дизайнерским исполнением. Диаметр колес составляет 26 дюймов, ширина покрышки – 1,95 дюймов. Модель комплектуется легкими алюминиевыми ободьями, шифтерами рычажкового типа и переключателями Microshift.
- Городские велосипеды. Линейка представлена двумя сериями – «Вояж» и «Десна», которые отличаются дизайнерским исполнением и адаптацией к женской физиологии. Что касается остальных параметров, то они практически идентичны: 28-дюймовые колеса, наборные каретки, стальные втулки, ножные тормоза и алюминиевые ободья.
Ассортимент продукции отечественного велозавода оставляет приятное впечатление. Большинство покупателей отмечают, что качество сборки и комплектация вполне соответствуют ожиданиям.
Рекомендации по выбору
Большинство покупателей, выбирая подходящее средство передвижения, ориентируются сначала на дизайн велосипеда и его стоимость. Почему-то многие предпочитают игнорировать такой параметр, как размер велосипеда по росту и назначение байка. А ведь это самые главные критерии выбора. Также нужно учитывать:

Десна 2610v
- Рама велосипеда. Ее размер должен соответствовать габаритам человека, который будет кататься на конкретной модели.
- Степень амортизации. Дорожные модели комплектуются жесткой вилкой, которая не поглощает удары. На хардтейлах амортизатор стоит спереди, хвостовая часть остается жесткой.
- Диаметр колес. Горные велосипеды комплектуются обычно 26-, 27,5- и 29-дюймовыми колесами. У городских моделей размерный ряд более широкий.
Выбирая модель конкретного производителя, стоит обращаться к официальным представителям, которые смогут предоставить гарантию и документы, свидетельствующие о качестве продукции.
Заключение
Характеристики современных велосипедов «Десна» вполне удовлетворяют требованиям покупателей. Учитывая, что Жуковский завод – это производство полного цикла, на выходе получаются доступные в ценовом сегменте байки, отличающиеся достойными техническими характеристиками и привлекательным дизайном.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
А я модернизировал свою складную Десну мотор-колесом, усовершенствовал аккум, установив его на багажник и удивляю всех неравнодушных велоэнтузиастов ) Жаль, что завод пока не пришел к этому замечательному решению…